Мировой рынок моторвагонных поездов

Результаты последнего маркетингового исследования, проведенного компанией SCI Verkehr (Германия), ясно показали, что в настоящее время имеет место быстро растущий спрос на моторвагонные поезда для обслуживания пригородных и региональных сообщений, в удовлетворении которого участвуют все крупнейшие компании — изготовители подвижного состава.

В нынешнем урбанизированном мире быстро повышается мобильность населения. Вследствие того что в разных странах имеют место разные ситуации с интенсивностью автомобильного движения для деловых и досуговых поездок, с загруженностью автомобильных дорог и т. д., интерес к общественному транспорту, и прежде всего к железнодорожному как наиболее экономичному и экологичному, повсеместно усиливается. Для освоения увеличивающихся пассажиропотоков с учетом особенностей поездок на относительно небольшие расстояния наиболее подходят моторвагонные поезда, обладающие достаточной пассажировместимостью и способные развивать высокие ускорения, что обеспечивает требуемые маршрутную скорость и плотность движения поездов с частыми остановками на основных направлениях.

Ситуация на рынке

В настоящее время компании- операторы и администрации общественного транспорта во всем мире инвестируют в приобретение новых моторвагонных поездов примерно 7 млрд евро в год. На электропоезда приходится около 85% рынка. Прогнозируется устойчивый рост спроса на электропоезда на уровне 7% в год, что заметно выше, чем на дизель-поезда (порядка 1,5% в год).

Наиболее многообещающими рынками являются страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), Ближнего Востока и Северной Америки; есть определенные перспективы и в Европе, по меньшей мере в ближайшие 5 лет.

Общая численность парка моторвагонных поездов, находящихся в эксплуатации во всем мире, оценивается примерно в 45 тыс. ед., общее число вагонов, из которых сформированы эти поезда, — в 160 тыс. ед. Средний возраст подвижного состава составляет приблизительно 20 лет.

В эксплуатируемом парке моторвагонных поездов также преобладают электропоезда. На разных континентах в обращении находятся более 32 тыс. электропоездов, сформированных примерно из 130 тыс. вагонов (рис. 1).

Общемировой парк моторвагонных поездов и вагонов
Рис. 1. Общемировой парк моторвагонных поездов и вагонов, из которых они сформированы

Наиболее многочисленные парки моторвагонных поездов эксплуатируются на железных дорогах Японии и западноевропейских стран — Германии, Великобритании, Франции и Италии. Здесь сосредоточено около половины мирового парка (рис. 2).

Мировой рынок моторвагонных поездов
Рис. 2. Численность десяти самых крупных парков моторвагонного подвижного состава

Ситуация на рынке моторвагонных поездов

Европа представляет собой регион с самым большим объемом заказов на новый моторвагонный подвижной состав, составляющим примерно 65% общемирового. В ближайшие 5 лет наибольшее поступление моторвагонных поездов ожидается на железных дорогах Франции, Германии и Великобритании.

Как полагают, ключевую роль в развитии моторвагонного подвижного состава в Европе будут играть современные высокотехнологичные электро- и дизель-поезда для междугородных сообщений, рассчитанные на движение со скоростью до 200 км/ч. В данном сегменте пассажирских перевозок продолжится замена поездов на локомотивной тяге моторвагонными. В таких странах, как Великобритания, Франция и Испания, этот процесс практически завершен, определенные подвижки в данном направлении наблюдаются в новых членах ЕС — странах Восточной Европы, но более медленными темпами.

Анализ возрастной структуры европейского парка моторвагонных поездов (рис. 3) показывает, что начиная с 2000 г. и по настоящее время происходит его интенсивное обновление, затрагивающее как электро-, так и дизель-поезда. Более трети всего парка составляют поезда, поставленные в течение последних 10 лет. В то же время более 20% общей численности парка представлено поездами, возраст которых превышает 30 лет и которые должны быть заменены или капитально отремонтированы с коренной модернизацией в ближайшие 10 лет.

Ситуация на рынке моторвагонных поездов
Рис. 3. Возрастная структура эксплуатируемого парка моторвагонных поездов (в Европе)

Не снижаются темпы поставок относительно новых для отрасли моторвагонных поездов из двухэтажных вагонов. Из числа всех моторвагонных поездов, поступающих в последние годы на железные дороги разных стран, двухэтажные (особенно это относится к электро-поездам) составляют от 10 до 15%, и эта тенденция не меняется.

Существенное увеличение численности парка моторвагонного подвижного состава ожидается в Азии (второй по объему рынок), особенно в Индии и Китае. Если не считать поездов метрополитена и высокоскоростных, наиболее значительные закупки пригородных электропоездов прогнозируются для Гонконга. В будущем весьма вероятен также заметный рост рынка моторвагонных поездов в континентальном Китае, где они будут обслуживать фидерные сообщения, дополняющие постоянно расширяющуюся сеть высокоскоростных сообщений.

Другими странами, имеющими значимый потенциал для рынка моторвагонных поездов, являются Япония, Россия, Бразилия и США. Это объясняется значительным объемом пригородных и местных пассажирских перевозок в этих странах в настоящее время или в ближайшей перспективе.

Доли крупнейших компаний-изготовителей на мировом рынке моторвагонных поездов

Вследствие особой важности западноевропейского рынка крупнейшие компании — изготовители подвижного состава (не только моторвагонного), такие, как Bombardier, Siemens, Alstom и Stadler, имеют в этом регионе головные офисы и промышленные предприятия. Именно этим компаниям принадлежат самые большие доли на рынке. За ними следуют компании Kawasaki и Hitachi (Япония), «Трансмашхолдинг» (Россия), Hyundai Rotem (Республика Корея) и CAF (Испания). Следует отметить усиливающуюся активность компаний CNR и CSR из Китая, которые в ближайшем будущем будут, несомненно, играть все более заметную роль.

Распределение рынка моторвагонного подвижного состава между крупнейшими компаниями-изготовителями показано на рис. 4.
По мере освоения современных технологий (в том числе за счет их заимствования теми или иными путями, например приобретением лицензий, организацией совместных предприятий и т. п.) и налаживания собственного производства в ряде развивающихся стран «чистый» экспорт в эти страны со стороны ведущих компаний-поставщиков стал постепенно уменьшаться. Так, в Бразилии местные изготовители значительно расширили свои производственные мощности, в России и Индии заметно повышается качество выпускаемых моторвагонных поездов. Есть основания полагать, что эта тенденция сохранится и далее.

Когда наступает время принимать решение о покупке подвижного состава, ключевыми факторами являются начальная цена и стоимость эксплуатации в течение жизненного цикла (сюда входят, в частности, потребление энергии и расходы на техническое обслуживание и ремонт). Исходя из этого многие поставщики в своей рыночной политике все больше внимания уделяют послепродажному фирменному сервису, хотя, естественно, масштабы этой деятельности напрямую зависят от объема собственно продаж.

Результатом растущего спроса на пассажирские перевозки разных категорий, с одной стороны, и существующих ограничений по инфраструктуре с точки зрения, например, длины поездов или частоты движения, с другой, является появление новых требований к технико-эксплуатационным характеристикам моторвагонного подвижного состава.

Доли крупнейших компаний-изготовителей на мировом рынке моторвагонных поездов
Рис. 4. Доли крупнейших компаний-изготовителей на мировом рынке моторвагонных поездов

Особенности современных моторвагонных поездов

Наиболее значимыми особенностями современных моторвагонных поездов являются:

  • увеличенная пассажировместимость, в том числе за счет ввода в обращение поездов из двухэтажных вагонов или из вагонов с увеличенной шириной кузовов, а также за счет оптимизации компоновки интерьеров вагонов;
  • уменьшенная длительность остановок на промежуточных станциях за счет облегчения и ускорения посадки и высадки пассажиров (например, за счет увеличения числа входных дверей и ширины дверных проемов);
  • учет при проектировании ужесточающегося природоохранного законодательства (создание дружественного к окружающей среде подвижного состава) путем сокращения потребления энергоресурсов и выделения вредных веществ;
  • повышение надежности и эксплуатационной готовности за счет оптимизации системы технического обслуживания и ремонта.

Следует отметить, что высокоскоростные моторвагонные поезда и подвижной состав городского рельсового транспорта (например, метрополитена) в данном случае объектами исследования не являлись. Относительно подвижного состава рельсового транспорта облегченного типа (трамвая) SCI Verkehr выполнила отдельный анализ, в котором общий объем мирового рынка такого подвижного состава в настоящее время оценивается в 1,9 млрд евро, а ежегодные темпы его увеличения — в 5%. Основными движителями роста являются страны Европы и Северной Америки, где возобновился интерес к данному виду транспорта, некогда считавшемуся устаревшим.

В настоящее время в разных городах мира насчитывается более 380 действующих сетей трамвайных сообщений, свыше половины из них — в Европе. В стадии строительства находятся около 100 систем, еще 100 проектируются или планируются.

По объему закупок новых вагонов трамвая лидирует Германия, за ней следуют США и Франция; все семь стран, представляющих следующие по размерам рынки подвижного состава указанного типа, находятся в Европе.

Среди компаний-поставщиков на рынке вагонов трамвая доминируют Bombardier, Alstom и Siemens, на которые в течение последних 5 лет приходится более половины его объема. Однако все усиливающуюся конкуренцию этим самым крупным игрокам составляют такие компании, как Kinki Sharyo (Япония), Skoda (Чехия), CAF (Испания) и Stadler (Швейцария).

Железные Дороги Мира — 2011