Интеграция систем WTMS в комплекс управления перевозками

Интеграция систем WTMS в комплекс управления перевозками

Дистанционные системы измерений и мониторинга приобретают все большее значение на железнодорожном транспорте. Ужесточение требований к безопасности и эксплуатационной готовности поездов и железнодорожной инфраструктуры требует использования современных технических средств и методов автоматического контроля.

Несмотря на то, что во всем мире железнодорожный транспорт считается самым безопасным, ежегодно случаются несколько крупных железнодорожных катастроф. Большая их часть, особенно это относится к грузовому движению, происходит по причинам неисправности буксовых подшипников и тормозов, дисбаланса загрузки вагона, несоблюдения габарита погрузки, возгораний и дефектов пути.

Системы WTMS способны осуществлять контроль критически важных параметров в режиме реального времени. Это позволяет предотвращать аварийные ситуации и смягчать последствия аварий (рис. 3).

Интеграция систем WTMS в комплекс управления перевозками
Рис. 3. Схема работы напольной системы контроля технического состояния ходовой части подвижного состава компании KLDLab

Итальянская компания Ansaldo STS осуществляет разработку платформы T&IMP, позволяющей интегрировать в единый комплекс разнообразные напольные системы WTMS, поставляемые самой компанией и сторонними изготовителями.

Платформа интегрирует в единый комплекс системы контроля соответствия поездов требованиям безопасности перевозочного процесса на железной дороге (TCCS), взвешивания подвижного состава в движении (WIM), контроля ударных нагрузок, передаваемых от колес на рельсы (WILD), контроля перегретых букс и колес (HABD/HWD), обмера колес (WMS), акустического контроля роликовых буксовых подшипников (ABD) и контроля нагрева рельсов (RHT).

Основная задача систем WTMS в области обеспечения безопасности движения поездов состоит в том, чтобы выдавать аварийные предупреждения, соответствующие видам выявленных дефектов, имеющих критическое значение для безопасности движения, с целью своевременной остановки поезда и предотвращения аварии. Очевидно, что реализация этих функций дает и реальный экономический эффект, проявляющийся в уменьшении ущерба от аварий, повышении уровня готовности железнодорожных путей и предотвращении сбоев в движении по причинам аварий и внеплановых остановок поездов.

Ряд дефектов, выявляемых системами WTMS, хотя и не являются критически важными с точки зрения безопасности движения, но могут приводить к ускоренному износу компонентов железнодорожной инфраструктуры. При этом своевременное устранение подобных дефектов косвенно способствует повышению безопасности за счет предотвращения развития дефектов некоторых видов, например длительного негативного воздействия дефектов поверхности катания колеса на элементы тележки.

Еще одно важное свойство систем WTMS — это возможность использования данных измерений совместно с результатами моделирования износа и отказов в целях прогнозирования оптимальных сроков проведения конкретных мероприятий технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Платформа T&IMP обеспечивает возможность сбора, анализа и доставки информации на рабочие места дежурных операторов, находящихся на значительном удалении от систем контроля и измерений. Каждая система отвечает за контроль конкретного параметра, привязывая результаты измерений к конкретному поезду и вагону. Точность привязки позволяет операторам при отклонении какого-либо параметра от нормы идентифицировать неисправный объект, проверить информацию и принять эффективные меры в соответствии со сложившейся ситуацией. Кроме того, ретроспективный анализ данных обеспечивает эффективную информационную поддержку планирования технического обслуживания и ремонта, поскольку становится возможным прогнозировать сроки проведения профилактических мероприятий подвижного состава и пути.

Платформа T&IMP обеспечивает возможность сбора информации, строго соответствующей текущей задаче, и позволяет операторам опрашивать периферийные системы в целях исследования состояния поездов, вагонов и их компонентов при проследовании ими систем контроля, а также анализировать тенденции изменения показателей контролируемых объектов. На основе этой информации и статистических данных можно прогнозировать отказы и оптимизировать планирование технического обслуживания и ремонта для сокращения затрат без ущерба для безопасности движения поездов.

Железные дороги мира — 2014, № 3