Экономическая эффективность скоростных поездов

Повышение привлекательности пользования железнодорожным транспортом само по себе не приведет к уменьшению воздействия на окружающую среду, если в результате будет генерировать только рост спроса на перевозки, но не замену более энергоемких видов транспорта.

В настоящее время стоимость поездки между крупнейшими городами Швеции на воздушном и железнодорожном транспорте находится в одном ценовом диапазоне. С учетом затрат времени на прохождение предполетных формальностей, а также на поездку между городом и аэропортом при расстоянии от пункта отправления до пункта назначения менее 300 км добраться на скоростном поезде можно, как правило, быстрее, чем на самолете, а при расстоянии более 150 км — быстрее, чем на автомобиле.

Повышение скорости, возможно, сделает путешествие на поезде более привлекательным, вследствие чего на железную дорогу может перейти часть пассажиров, пользующихся личными автомобилями, а также внутренними и, не исключено, даже некоторыми международными воздушными сообщениями. Если снижение массы не представляется критическим фактором для достижения более высокой скорости, то оно может быть важно с точки зрения уменьшения неблагоприятного воздействия на путь, которое связано с оказываемой подвижным составом нагрузкой и увеличивается по мере роста скорости.

Кроме того, вполне вероятно, что в перспективе плата за пользование инфраструктурой будет зависеть от величины сил воздействия на путь и вызванного ими износа пути. При уменьшении массы подвижного состава и осевой нагрузки может стать возможным повышение скорости движения поездов без увеличения сил взаимодействия между колесом и рельсом, в том числе в кривых. С другой стороны, снижение массы и увеличение ширины пассажирских салонов подвижного состава, достигаемое за счет уменьшения толщины стенок кузова, может привести к увеличению полезной вместимости салона при том же уровне эксплуатационных характеристик. В обоих случаях снижение затрат на пассажиро-километр способствует повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Эффективность снижения массы подвижного состава подтверждается возможностью уменьшения размеров компонентов оборудования без ущерба для их характеристик. Это касается, в частности, тормозов, систем подвешивания, демпферов, а также уменьшения габаритов и массы тягового оборудования при неизменном соотношении мощности и массы. Другими положительными моментами уменьшения сил взаимодействия колес с рельсами могут быть снижение уровня внешнего шума, включая корпусной.

Благодаря уменьшению массы подвижного состава возможен переход от совместного применения механического и электродинамического торможения к преимущественному использованию электрического. Это приведет к экономии электроэнергии и затрат на техническое обслуживание механических тормозов, однако, поскольку требования к величине замедления зачастую выше, чем к величине ускорения, может возникнуть потребность в увеличении мощности тяговых двигателей.

В таблице представлены некоторые потенциальные экономические и экологические преимущества, достигаемые благодаря использованию сандвич-панелей в качестве несущих конструкций кузова.

Потенциальные преимущества применения сандвич-панелей из композиционных материалов в конструкции кузовов вагонов

Показатели

ECO2 (эконо­мичность и эко­логичность)1

Безопасность

Снижение массы
Сокращение потребления энергии

+

Снижение уровня внешнего шума

+

Уменьшение размеров компонентов2

+

Снижение неблагоприятного воздействия на путь

+

+

Косвенное воздействие на сокращение эмиссии

+

вредных веществ
Устойчивость к воздействию боковых сил

Уменьшение толщины стенок
Увеличение полезной нагрузки

+

Повышение уровня комфорта для пассажиров

+

Уменьшение числа конструктивных элементов
Упрощение изготовления

+

Повышение привлекательности дизайна

+

Применение новых материалов
Обеспечение безопасности при столкновении

±

Переработка для вторичного использования

±

Пожарная безопасность

±

1 Имеются в виду как экономические преимущества для оператора, так и экологиче­ские преимущества в целом.

2 Возможно создание «спирального» эффекта от уменьшения размеров.

Железные Дороги Мира — 2011