Электропоезд серии 0 сети Синкансен — первый электропоезд, сконструированный для японской сети высокоскоростных железных дорог. Ныне является символом синкансена.
Нулевая серия, которая изначально не имела номера ввиду отсутствия необходимости, начала эксплуатироваться на Токайдо-синкансене в 1964 году.
Все экземпляры имели следующую окраску: две синие линии по кузову вагона, одна из которых проходила по оконному поясу, а вторая по юбке вагонов, включая метельник.
В отличие от другого подвижного состава, строившегося ранее в Японии, синкансен нулевой серии и все последующие высокоскоростные поезда имеют ширину колеи 1435 мм. Электрификация железнодорожной линии и сам поезд были рассчитаны на переменный ток напряжением 25 кВ и с частотой 60 Гц. На электропоезде все колёсные пары обмоторены, мощность каждого тягового двигателя 185 кВт. Высокая удельная мощность позволяет разгонять поезд до максимальной скорости 220 км/ч с ускорением 1,0 км/ч/с.
Первоначально поезда имели составность в 12 вагонов, некоторые — в 16. Позднее выпущены поезда составностью в 6 и 4 вагона. Производство поездов нулевой серии продолжалось с 1963 по 1986 год.
Хотя большинство оборудования на железных дорогах Японии эксплуатируется 30 лет, поезда синкансена исключаются из работы после 15 лет эксплуатации. Последние поезда курсировали на Санъё-синкансене в 4-вагонной составности. JR-West объявила в декабре 2007 года о том, что оставшиеся шесть поездов серии 0 будут изъяты из эксплуатации осенью 2008 года. 30 ноября 2008 года «нулевой» электропоезд совершил последний регулярный рейс, а 14 декабря отправился в последнюю поездку от Хакаты до Син-Осаки и обратно. Спустя 44 года и 11 месяцев эксплуатации этот тип поездов списан. Один из головных вагонов поезда нулевой серии в 2001 году был подарен компанией JR-West национальному железнодорожному музею Великобритании (англ. National Railway Museum) в Йорке.
Серия 0
Технические данные | |
Род тока и напряжение в контактной сети | ~25 кВ 60 Гц |
Максимальная служебная скорость | 220 км/ч |
Число вагонов в составе | 6 (ранее 4, 12, 16) |
Пассажировместимость | 1285 чел. (16-вагонный состав) |
Длина Вагона | 25 000 мм |
Ширина | 25 150 мм (головные вагоны) |
Высота | 3383 мм |
Вес | 967 тонн (16-вагонный состав) |
Материал вагона | Сталь |
Выходная мощность | 185 кВт × 64 = 11 840 кВт (16-вагонный состав) |
Ускорение | 1,0 км/ч/с |
Торможение | 2,84 км/ч/с (ATC) 3,4 км/ч/с (обычный) |
Тормозная система | Реостатный, пневматический с электромагнитным управлением. |
Система безопасносьти | ATC-1 |