Телематика в железнодорожном транспорте входит в активные превентивные меры безопасности. Под активными превентивными мерами по обеспечению безопасности, мы имеем в виду все меры для выявления заранее всех отклонений от нормальных рабочих параметров, их идентификация и передача при достижении их предельных значений(например использование временных систем), что влечет принятие конкретных контрмер (например, торможение) без реакции со стороны сотрудника (например, подтверждение информации).
В ближайшее время будет считаться необходимым техническим прогрессом введение, по крайней мере, в европейском масштабе, интегрированной системы телематики для перевозки опасных грузов, так как это укрепит уровень безопасности грузовых перевозок по железной дороге. В дополнение к точному местонахождению вагонов-цистерн, можно будет также получить информацию о технических характеристиках транспортных средств и товаров. Система может предоставить следующие данные и следующие функции:
Логистика:
- Исходные данные для вагонов.
- Сообщение о месте расположения.
- Продолжительность времени транспортировки.
- Парковка по времени (например, на сортировочных станциях или у клиентов).
- Поиск «узких мест» в плане транспортной инфраструктуры.
- Создание списков данных об опасных грузах, в сочетании с электронной накладной (внедряются).
Сфера безопасности продукции:
- Температура продукта.
- Внутреннее давление в цистернах.
- Перемещение груза.
- Открытие двери грузового отсека (в том числе защает от краж) и
- Поиск дефектов пломбирования с использованием газовых сенсоров.
Контроль пробега тележки:
- Контроль температуры буксы.
- Измерение горизонтальных ускорений (ударной шок при сортировке и т.д. ).
- Измерение вертикальных ускорений (датчик определения схода с рельсов).
- Пробег в км или часах работы.
- Остановки.
- Обнаружение неравномерностей, сломанной оси, дисков колеса и контроль тормозов (включая контроль тормозного давления или перепад давления).
Управление чрезвычайными ситуациями
В области управления чрезвычайными ситуациями, можно предположить, что выявление отклонений от нормальных условий работы (сход с рельсов или отклонение от нормального положения) может автоматически дать аварийный сигнал или сообщение (номер вагона и место). Использование системы глобального позиционирования (GPS) при поддержке со спутника и телематическая передача данных через GSM позволят постоянный контроль составов железнодорожного транспорта, даже за пределами национальных границ. Стоимость первого этапа развития в настоящее время оценивается примерно в 1500 € на 1 вагон (2008).
Учитывая, что использование телематических систем еще не требуется по закону, одной из основных причин, по которыем владельцы цистерн и промышленные пользователи будут внедрять эти системы это то, что они (телематические системы) обеспечивают не только техническую безопасность, но и предлагают в то же время решения для целого ряда проблем и материально-технических вопросов логистики (например наличие вагонов, место расположения и отслеживание). Внештатная ситуация (всякое отклонение от теоретической ситуации) может привести к ряду последствий, в зависимости от системы, в которой она произошла: отказ тормоза вагона или разрыв оси ведут к разным последствиям. По этой причине нужно иметь разные решения опасной ситуации для разных систем, чтобы свести к минимуму неудобства при эксплуатации.
Нужно сказать, что сегодня и в Германии, и во всем мире, существует очень немного частичных систем, предлагающих отдельные решения. Нужно утвердить стандарты, функции и необходимую информацию с участием владельцев вагонов-цистерн, промышленных пользователей, ассоциаций (VCI, MWV, VPI), спасателей и законодательных органов. Стандарты должны соответствовать системам смешанного (интермодального) движения.
В Техническом Университете Берлина в 2001 году была проведена первая серия научно-исследовательских проектов (испытания схода с рельсов и испытания по передаче данные с датчиков на железнодорожные транспортные средства). Полученные результаты позволяют предположить, что введение системы телематики, в сочетании с системой на поездах, будет содействовать повышению безопасности железнодорожных перевозок грузов и анализ затрат / выгод показал целесообразность принятия этих мер. Анализ данных об утечеке опасных веществ в водной среде при их транспортировке, проведенный в 1996 году, также свидетельствуют о важности быстрого определения критических ситуации. Он выявил также, что при утечке опасных веществ при грузовых железнодорожных перевозках, как правило, происходит не только высокое загрязнение, но и процент ее очистки остается достаточно низким. Причины в основном в том, что по-сравнению с автомобильным транспортом, ж/д транспорт менее на виду и, что железная дорога проходит, по большей части, в труднодоступных районах.
Раннее выявление отклонений от нормальной эксплуатации (и за истекшие сроки) и автоматическая информация служб спасения (о месте нахождения, материалах и т.д.) позволяет увеличить долю восстановления от потерь. Кроме того, легче избежать несчастных случаев с или без утечки продукта.