Ожидается введение в эксплуатацию грузовых автомобилей 25 м в длину и весом до 60 тонн, что будет очень серьезным ударом по железнодорожному транспорту, и это в то время, когда все политические и экономические аргументы направлены на установление равновесия между различными видами транспорта (смешанные перевозки, совместные перевозки). По данным исследования UIRR / TIM Consult / KOMBIVERKEHR (2006), введение «мега-грузовиков» будет иметь негативные последствия для комбинированных перевозок в Европе. Только в Германии (см. Исследование «K+P Consultants») около 7 млрд. тонно-километров будут переданы с железнодорожного транспорта на автомобильный транспорт, что создаст в этой стране дополнительные 400 тысяч автомобильных грузоперевозок. Такое развитие событий вернет распределение перевозок между автомобильным и железнодорожным транспортами уровня 1990-х годов, и таким образом сведет на нет усилия почти двух десятилетий по восстановлению равновесия рынка и осуществлению реальной политики в области развития транспорта в Европе. Этот риск был подчеркнут в письме, направленном CER, UIP, UIRR и UNIFE г-ну Жаку Барро, вице-президенту Европейской Комиссии, отвечающий за транспорт. Исследования UIRR/TIM Consult/KOMBIVERKEHR, проведенные в 2006 году по введению более длинных и тяжелых автотранспортных средств в Германии, прогнозируют те же катастрофические последствия и для комбинированных перевозок, предсказывая, что более 55% от общего объема комбинированных перевозок вернутся на автодорогу! И эти два исследования не учитывают влияние на повагонные железнодорожные перевозки, которые также будут серьезно затронуты.
Все усилия сделать автомобильный транспорт более привлекательным для грузоотправителей (не учитывая негативные последствия с точки зрения затрат на разработку и техобслуживание инфраструктуры, безопасности движения и экологического баланса) будет способствовать возникновению новых диспропорций на европейском рынке грузовых перевозок.
Железнодорожные грузоперевозки должны обязательно развиваться, чтобы стать более экономически привлекательными для грузоотправитей, учитывая, что они более безопасны и менее вредны для окружающей среды, чем автомобильный транспорт. Современные телематические системы могут принести клиентам и железнодорожным предприятиям многочисленные услуги, которые способны восстановить равновесие на европейском рынке грузовых перевозок (как для сигнализации и для управления транспортных компаний, так и для конечных потребителей).
Более того, увеличиваются расходы, связанные с развитием инфраструктуры, с дорожно-транспортными происшествиями и с экологическим ущербом (в случае дальнейшего увеличения грузовых автомобильных перевозок), то есть возрастут «внешние затраты», которые в, конечном счете, лягут на плечи всего общества. Следует напомнить, что расходы, понесенные пользователями транспортных услуг не отражают реальные затраты, в которые входят внешние издержки (в основном экологические). К этим затратам от транспортной деятельности относятся: загрязнение воздуха и изменение климата, несчастные случаи, шум и дорожные пробки. Исследование, проведенное в октябре 2004 года Infras / IWW оценило общие внешние транспортные издержки в 2000 году для 17 европейских стран в 650 млрд. евро или 7,3% Валового национального продукта (без учета расходов затрат на простой в пробках).
Большая часть этих расходов (80%) приходится на автомобильный сектор. В этом контексте любая политика поощрения введения «мега-грузовых автомобилей» приведет только к увеличению объема внешних затрат, которые понесет общество и, в конечном счете, финансируемых налогоплательщиками (выгоду поимеет лишь небольшое число транспортных компаний). В настоящее время жизненно важно поощрять использование более экологически чистых видов транспорта (таких, как железнодорожный, на который приходится менее 2% от внешних издержек). В настоящее время железнодорожный транспорт и комбинированные перевозки предпринимают серьезные усилия для повышения привлекательности и качества своих услуг в секторе грузовых перевозок. Они стремятся также к постоянному прогрессу по совместимости их грузоперевозок с охраной окружающей среды. В этом ракурсе, внедрение и распространение «мега-грузовиков» на дорогах Европы не совместимо с долгосрочной перспективой развития устойчивого рынка транспортных услуг.