После экспериментов на линии Доль- Валлорб и Шамбери-Модан в шестидесятых и семидесятых годах, было принято решение оборудовать станциями две линии в пригородах Парижа: Париж- Север-Руасси — (сегодняшняя строящаяся линия B RER (электричка)) и Париж — Сен-Лазар — Версаль — Правый Берег(в настоящее время обновляется).
Новая система требовала установки вдоль путей базовых станций, оснащенных антеннами и установку радиооборудования на борту поезда. Эти работы были сданы в эксплуатацию в 1976 году. Радиосистема земля-поезд помогла значительно повысить эффективность железнодорожных операций.
С 1976 года такими станциями были постепенно экипированы все основные железнодорожные линии. Приоритет был отдан электрифицированным участкам железных дорог, с интенсивным движением, особенно в Иль-де-Франс. Линия С RER была таким образом оборудована в 1979-1980 годах. Кроме того, с 1978-1979, классические линии Париж-Марсель были в полном объеме оснащены этой системой, за два года была оборудована тысяча км пути Париж-Марсель, причем возникли определенные технических трудности: станции и беспроводные сети по частоте совпадают с телевизионными частотами на частоте около 470 МГц, что вызвало сбой телевизионного сигнала от сигналов SNCF.
Сотни км в год были введены в эксплуатацию до середины 1990-х годов, достигнув уровня более 1000 километров оснащенных линий (особенно после серьезных железнодорожных катастроф во второй половине восьмидесятых годов). В 1982 году уже 2000 километров линий были оснащены системой связи радио-поезд-земля. В 1985 году был достигнут рубеж в 3000 км. Через год, SNCF ввел эту систему на 4200 км ж/д линий. Затем, всего за четыре года количество км увеличилось до 8000 км. В сентябре 1990 года весь парк электровозов, высокоскоростных электропоездов и электрических тяговых единиц уже имел систему радио-поезд-земля. В то же время, этой системой были оснащены только 110 локомотивов на дизельном топливе и 20 авторельсов.
Для некоторых неэлектрифицированных линий был разработан план ввода системы радио-поезд-земля до 1994-1995 годов. С 1995 года наблюдается некоторый спад- за 7 лет было оснащено только 1200 км (с 13 230 км до 14 400 км). Это объясняется тем, что оборудование магистральных линий было практически завершено. Кроме того, были разработаны варианты системы радио-поезд-земля в том числе и для сети передачи данных (испытано между Бретини и Дурданом в 1984), особенно для второстепенных линий. Таким образом, технический прогресс помогает соединить радио и компьютер в целях сокращения расходов на малых линиях. В мае 1991 года SNCF вводит в строй систему «Eclair» (Централизованная автоматизация линий с помощью радио и информатики) на линии с метрической шириной колеи в департаменте Haute-Savoie (Верхняя Савойя), от Сен-Жерве до Валлорсин через Шамони. «Eclair» является экономической системой, которая позволяет использовать однопутные линий при одновременном сокращении операционных расходов.
Этот механизм обеспечивает безопасность движения без присутствия персонала. Машинисты получают инструкции непосредственно из центрального компьютера, который обеспечивает регулирование и безопасность. Это не мешает диспетчерам контролировать систему и общаться с машинистами. Важно отметить, что система радио-поезд-земля с 1997 года принадлежит не SNCF, а RFF, владельцу и руководителю французской железнодорожной сети. В 2002 году действие системы радио-поезд-земля распространяется на 14 400 км из 32008 км французских ж/д линий.
Одним из основных направлений RFF в секторе телекоммуникаций в последние годы стала замена устаревших систем на радиокоммуникационную систему GSM-R ( в стадии завершения (2010)). Двадцать пять европейских стран собрались в МСЖД (Международный союз железных дорог) для разработки Европейского проекта по созданию единой радиокоммуникационной системы, совместимой со всеми железнодорожными сетями Европейского Союза. После сравнения различных цифровых технологий, технология GSM была принята 32-мя железнодорожными компаниями, участвующими в этом проекте. Эта новая система предназначена также для замены, по мере возможности, сети Предупреждения Происшествий при Ремонтных Работах (MIT).
Обратите внимание, что в настоящее время (2010) GSM-R используется во Франции только как равная RST, без цифрового применения при работах на инфраструктуре, радио поезд-земля, необходимого для ЕRТМС и ETCS.
В любом случае, система радио- поезд-земля позволила французским железным дорогам иметь в своем распоряжении в течение почти 30 лет важнейший инструмент для эксплуатации и безопасности в сети железных дорог.
RST имеет большой опыт в развертывании телематики на транспорте. Она показывает, как финансовые вложения и нормы могут быть объединены в подготовке международной операционной системы на национальном уровне. С учетом времени развертывания (более 10 лет, в лучшем случае), важно, чтобы срок жизни основных компонентов был значительно выше, чем это значение.
Первые отзывы от GSM-R демонстрирует уязвимость централизованной системы по сравнению с распределенными системами (принцип субсидиарности), как с точки зрения наличия функций (включая функции безопасности, такие как общий вызов, предупреждение по радио …), так и по расходам на содержание и эксплуатацию сценариев. Аналогичный вывод был сделан по ряду разделов ЕRТМС Уровень 2.
Источники:
- Rapports d’activités SNCF, Réseau Ferré de France.
- Juet J., Delavergne R., «La liaison radio avec les trains», in Revue Générale des Chemins de Fer, juin 1978, pp. 348-359.
- Gallo C., «La radio sol trains à la SNCF», in Informations Techniques, SNCF, direction de l’Équipement, n° 23, décembre 1984, pp. 63-81.
- Delavergne R., «Développement des télécommunications à la SNCF», in Revue Générale des Chemins de Fer, juillet-août 1978, pp. 527-534.