Железнодорожный транспорт имеет значительный потенциал развития. Трансформировать этот потенциал в развитие могут лишь те, кто наиболее адаптирован и более чутко реагируют на потребности рынка, рынка, который всегда будет в рамках производственной цепочки производства/распределения товара.
Использование телематических систем позволит каждому участнику занять свое место в цепи производства/распределения, приведет к инновациям, воздействие которых на производительность труда в этом секторе будет очень сильным. Железнодорожный транспорт, который сегодня менее интегрирован, должен воспользоваться этими системами для своего прогресса.
Эволюция логистических функций транспорта, которая еще далека от завершения, приведет к определению новых организационных структур, а также позволит новым участникам обеспечить их полное соответствие и синхронизацию. Главным действующим лицом не является больше владелец какого-либо одного вида транспорта. Можно будет оптимизировать общие затраты на транспортные и логистические функции для каждого приложения. Будет возможна глобальная транспортно-логистическая оптимизация товара в цепи производства/распределения: это уже ведется в некоторых конкретных случаях, например, IKEA. Использование каждого вида транспорта будет основываться на объективном сопоставление расходов и услуг.
Для наземного транспорта основная проблема заключается в обеспечении сокращения расходов на пользование инфраструктурой. Лучшее использование инфраструктуры, оптимизация программирования и техническое обслуживание обеспечат сокращение инвестиций, необходимых сегодня для обеспечения движения и позволят контролировать его рост. Это улучшение производительности может иметь огромное влияние. В исследованиях ЕС по железнодорожному транспорту, к сожалению, не предусмотрены исследования его производительности.
Предполагаемый технический прогресс, применимый к ж/д грузоперевозкам, например, это высокоскоростные ж/д перевозки и отслеживание контейнеров в режиме реального времени.
Продолжается гармонизация на европейском уровне. Правила и цены постепенно становятся едиными, даже если они принимают во внимание национальные особенности. Это должно упростить, сократить расходы и сроки доставки по территории Европы, в частности, на железнодорожном транспорте, который может соответствовать ожиданиям правительств и частных лиц, только лишь, когда он будет частью единой европейской сети.
Этот прогресс позволит различным режимам компенсировать повышением производительности увеличение расходов (в частности, в области энергетики и окружающей среды). Дорожная отрасль будет более реагирующая на ближайшие несколько лет, а ж/д транспорт получит высокий потенциал для развития.
Наконец, отметим, что специфика грузовых перевозок по отношению к перевозке людей, состоит в том, что перевозка грузов сама по себе ничто без транспортно-логистической системы, и является просто элементом цепочки-производства/распределения товара. Клиент-пассажир это участник системы, который может реагировать и быть источником информации в режиме реального времени, тогда как груз полностью зависит от организации. В перевозке грузов уровень наслоения больше, чем при перемещении физических лиц, это система, которая широко использует последние достижения в области цифровых технологий и телекоммуникаций, транспортной телематики для обеспечения на европейском уровне контроля и управления, необходимых для удовлетворения потребностей рынка.