Обобщение опыта риска на железной дороге — это мероприятия сбора (сбор сведений о происшествиях, описаний, фактов, относящихся к данному происшествию), анализа, регистрации (классификация и хранение) и обработки информации, касающейся этих фактов.
Оно состоит, прежде всего, в наблюдении и операционной бдительности каждого и в обмене знаниями между всеми заинтересованными.
Любой знак ненормального функционирования, даже если нет тяжких плачевных последствий и даже если это ненормальное функционирование оправдано, должен повлечь обобщение опыта: сбор и т.д.
Факторы рисков на ж/д
В анализе событий, обобщение опыта риска на железной дороге обязательно принимает во внимание следующие факторы:
- технический,
- организационный,
- человеческий,
- окружающей среды.
Технический фактор
Он включает в себя все оборудование подвижное и неподвижное, которое способствует эксплуатации железной дороги.
Обобщение опыта риска на железной дороге должно принимать во внимание:
- тип используемого оборудования,
- надлежащие функции этого оборудования и неисправности в случае происшествия,
- предусмотренные условия для работы и реальные условия в случае происшествия,
- возможные неполадки и их причины.
Организационный фактор
Он включает в себя совокупность процессов, способствующих эксплуатации железной дороги.
Обобщение опыта риска на железной дороге должно принимать во внимание:
- правила и методику испытаний,
- теоретическое и практическое распределение ответственности и задач, так же как и реальные условия в случае происшествия,
- возможности возмещения убытков и исправления ошибок…
- возможные неполадки и их причины.
Человеческий фактор
Он включает в себя совокупность человеческих ресурсов, способствующих эксплуатации железной дороги.
Учет опыта риска на железной дороге должен принимать во внимание:
- характеристики центрального поста управления стрелками (расписание, движение…),
- описание задач (цели и требования, условия выполнения, меры принятые против ошибок…), и реальные условия в случае происшествия,
- профессиональные качества задействованных сотрудников (образование, физические способности, опыт…),
- обычное поведение сотрудников (включение в работу, чувствительность к стрессам…),
- осуществление управления в подразделении (документы наблюдения, присутствие на площадке…)
- возможные неполадки и их причины.
Фактор окружающей среды
Он включает воздействие и внешнюю зависимость, влияющие на эксплуатацию железной дороги.
Обобщение опыта риска на железной дороге должно принимать во внимание:
- метеорологические, физические, социологические, промышленные условия…
- поведение третьих лиц (дорожное движение, проявление злого умысла…),
- внешние факторы (освещение, другие вмешательства, происходящие не от железнодорожных операторов…)