Госкомитет по безопасности на железных дорогах (ГКБЖД) осуществляет деятельность по УО о имевших место происшествиях.
Например, в 2007 году в базе данных ГКБЖД зарегистрировано 4758 происшествий, разделенных на 15 категорий:
- ИЛ — Инциденты с людьми 500 / 51 самоубийств
- C — Столкновения 74 / 74 происшествий по безопасности
- Д — Другие 769 / 86 происшествий по безопасности
- ОУ — Ошибки в управлении 237 / 225 происшествий по безопасности
- СР — Сход с рельсов 162 / 162 происшествий по безопасности
- ОЭ — Ошибки в эксплуатации 235 / 184 происшествий по безопасности
- ОТ — Ошибки при торможении 132 / 67 происшествий по безопасности
- О — Оборудование 1132 / 81 происшествий по безопасности
- ЖП — Аварии на ж/д переездах 125 / 45 происшествий по безопасности
- ОВ — Опасные вещества 38 / 28 происшествий по безопасности
5 категорий, касающихся только GI и GID
Виды событий
- ИЛ — падение, электризация, столкновение на вокзале, на пути, на ж/д переезде, самоубийства…
- C — сцепка, столкновение ж/д вагонов, столкновение на стрелке, удар о предохранительный брус….
- Д — нападение, аварийный сигнал о заложенной бомбе, сильные удары, падение предметов / вагонов / камней, пожар в вагоне, демонстрации, столкновение с животными / в неблагоприятных погодных условиях, бросание камней, присутствие подозрительных людей / пакетов, выстрелы…
- ОУ — проезд при запрещенных сигналах, несоответствие скорости и условий видимости, превышение скоростного лимита, самовольное отправление, нарушение предписаний по электротяге,..
- СР — все виды схода с рельс, контакт буферов.
- ОЭ — несвоевременное срабатывание/отключение защитных механизмов, ошибки в руководстве, FSA, выведение из строя LTV, прибытие на занятый путь, запоздалое возобновление работ, заедание стрелки.
- ОТ — остановка поезда в пути, удлиненный тормозной путь, отклонение, бедствие, пожар на борту …связанные с неполадками в тормозной системе, неполное срабатывание тормозов…
- СО — структурная авария, бедствие, пожар на борту, сильный удар, поломка пантографа, увеличенный тормозной путь, снижение скорости, несвоевременная тревога по радио ….
- ОМ — обнаружение подозрительного запаха, утечки, тревога ОМ…
- ЖП — разного рода столкновения на ж/д переездах…
Происшествия, вызванные ошибками в управлении
На предприятиях, работающих в системе общенациональных железных дорог, преобладают следующие виды происшествий:
- проезд на запрещенные сигналы и ошибки при составление маршрутов диспетчерами;
- превышение габаритов (смещение груза);
- ошибки при формировании состава (сцепка, торможение, адаптация тормозной системы к массе поезда, RAT, журнал торможений).
Происшествия с техникой
Среди видов происшествий, относящихся к категории СО, наблюдается ощутимое снижение инцидентов с локомотивами (5 за 6 месяцев в 2006, 3 за 12 месяцев в 2007)
И наоборот, фиксируют:
- Разрывы сцепки;
- Нагревы осевой буксы;
- Потери деталей;
- Дефекты в структуре вагонов.
Происшествия с опасными материалами
38 происшествий категории ОМ, из которых 28 были признаны опасными.
Констатируют значительное увеличение числа инцидентов по сравнению с 2006 годом, не имевших, однако, тяжелых последствий.
Причинами этих происшествий являются неполадки, которые сложно обнаружить в ходе ПРТ (проверки работоспособности транспорта)
Инциденты с людьми
Несчастные случаи на производстве:
Что касается рисков на ж/д транспорте, было 37 аварий, повлекших ранения работников перевозчика или субподрядчиков.
На 148 несчастных случаев, связанных с маневрами локомотивов приходится 11, в которых пострадали 12 работников.
5 происшествий, повлекших за собой несчастные случаи на производстве, связаны с субподрядчиком. В результате 1 человек был тяжело ранен и 1 погиб.