Зачем проводить техническое расследование аварии?
Аварии на транспорте с человеческими жертвами, носящие иногда драматический характер, напоминают нам о том, что люди, техника или организации остаются весьма уязвимыми, несмотря на достигнутый прогресс в сфере обеспечения безопасности.
Аварии или тяжелые инциденты требуют специальных превентивных мер как в виде технического расследования для определения обстоятельств и причин их возникновения, так и разработке по мере возможности рекомендаций для предотвращения их повторения.
Такое техническое расследование должно не должно подменять собой расследование судебное, цель (поиск ответственных) и параметры (прежде всего сроки) которого весьма отличны.
Для повышения эффективности работы технических экспертов им должен быть обеспечен доступ к комплексу данных, свидетельств и полезной информации, иногда носящей закрытый и узко профессиональный характер. Для этого их полномочия должны быть закреплены в действующем законодательстве.
Наконец, необходимость быстро мобилизовать высококвалифицированных и независимых экспертов, сохранить собранные данные и оценить полученные результаты делает необходимым поручить расследование специальному органу.
Основные этапы в развитии БРАНТ
Во Франции первые организации технической экспертизы были созданы на авиационном (БРА в 1946 в гражданской авиации) и морском транспорте (БРА на морском транспорте в 1997).
Что же касается наземного транспорта, никакой подобной структуры не существовало вплоть до 2004 года.
В случае серьезной аварии, как, например, на вокзале в Лионе в 1988 (56 погибших) или в туннеле Монблан в 1999 (39 погибших), министром транспорта при поддержке Генерального совета по мостам и автомагистралям (ГСМА) создавалась специальная следственная комиссия.
Опыт работы такой комиссии показал необходимость создания для наземного транспорта органа, подобного тем, что уже работают на воздушном и морском транспорте с соответствующим законодательным обеспечением.
Закон от 3 января 2002, появившийся после драматического инцидента в тоннеле Монблан и стал законодательной базой для проведения технических расследований.
Данный закон предусматривает, что подобные расследования проводятся специальным постоянно действующим органом, который имеет доступ ко всем необходимым данным, включая закрытые данные (врачебная тайна, личные данные).
Закон также закрепляет принципы независимости экспертов и открытости отчета об их работе.
Решение о начале расследования принимается директором БРАНТ.
В случае с железнодорожным транспортом, расследование начинается после запроса или с согласия министра транспорта.
Декрет № 2004-85 от 26 января 2004, опубликованный во исполнение этого закона, сделал возможным создание БРАНТ в виде общенационального органа при вице-президенте ГСМА, а также определил задачи и условия его работы.
Задачи и методы работы БРАНТ
Задачей БРАНТ является проведения технического расследования аварий и инцидентов на наземном транспорте.
Помимо этого, он призван способствовать распространению знаний и сведений, полученных опытным путем. Он может также инициировать изучение и исследования с целью пополнения опыта и постоянного обновления знаний об авариях и инцидентах.
Область полномочий этого органа распространяется на ж/д транспорт, городской рельсовый транспорт (метро, трамвай), механические подъемники, дорожный транспорт (особенно большегрузный и общественный автомобильный транспорт), а также судоходные каналы. Каждый из этих секторов имеет собственные правила, а также экономические, технические, профессиональные и культурные особенности.
Каждое расследование должно изучить с разных точек зрения (инфраструктура, эксплуатация, подвижной состав, уровень знаний персонала, медицинские аспекты, регламентация и т.п.) случившийся инцидент.
Такое разнообразие необходимых исследований вынуждает БРАНТ прибегать к помощи независимых исследователей и экспертов.
Для успешного выполнения своей задачи БРАНТ может обратиться за помощью также к соответствующим компетентным государственным органам.
По окончании расследования БРАНТ публикует свои отчеты на сайте в Интернете.
Выработанные им рекомендации направляются заинтересованным сторонам, которые информируют его своих возможных действиях для их выполнения.
БРАНТ может опубликовать свои рекомендации вместе с реакцией на них заинтересованных сторон, но он не обязан следить и контролировать их выполнение на практике.