В предыдущей статье речь шла о демонстрации безопасности элементов, которая должна быть доказана, для того, чтобы новая или модифицированная подситсема могла быть допущена Национальным Агентством Безопасности НАБ. Это означает, что подсистема признана пригодной для интеграции в существующую систему и что риск такой интеграции и функционирование подсистемы с возможными рисками будут учтены.
Предмет данной главы — представить широко распространенные средства, используемые для овладения рисками.
Здесь присутствуют два аспекта – анализ рисков и надежность функционирования.
Анализ Рисков
Существуют различные методы анализа рисков. Некоторые Национальные Агентства Безопасности В Европе определяют методику, которые промоутеры внедряемых новинок должны соблюдать, чтобы произвести демонстрацию безопасности и затем получить необходимые разрешения на ввод подсистемы в эксплуатацию. Другие не ограничивают выбор методик. Тем не менее, инструменты, применяемые в разных методиках, сходны.
Каков бы ни был характер элемента, для которого производится анализ рисков, этапы анализа всегда таковы:
Прежде всего, необходимо установить список рисков: они могут быть различными, в зависимости от изучаемой подсистемы (человеческие, технические, организационные…);
- Нужно затем оценить риск, то есть измерить его критичность по частоте и тяжести риска. Европейские и международные нормы предлагают две таблицы, которые позволяют сделать такую оценку :
-
Класс рисков Трактовка Класс I Риск недопустим Класс II Риск нежелателен Класс III Риск допустим Класс IV Риск незначителен
Частота | Последствия | |||
Катастрофические | Критические | Побочные | Незначительные | |
Частый | I | I | I | II |
Вероятный | I | I | II | III |
Случайный | I | II | III | III |
Редкий | II | III | III | IV |
Маловероятный | III | III | IV | IV |
Невероятный | IV | IV | IV | IV |
Отнесение к разным классам риска также может меняться в зависисмости от изучаемого объекта.
- Когда риски будут оценены, необходимо предложить отражающие меры, препятствия, способные уменьшить риски. Эти меры должны будут устранить риск, либо уменьшить его, либо повлекут за собой изменение элементов системы, если риск чересчур велик;
- В то же время, необходимо идентифицировать критические точки, то есть моменты или места, где вероятность и частота являются наиболее критическими ;
- Наконец, необходимо предусмотреть развитие каждого риска во времени (с учетом обслуживания каждого из элементов), поскольку риски не всегда являются постоянными. Отражающие меры, предусмотренные ранее, должны быть дополнены или скорректированы соответствующим образом.
Презентация этих различных этапов составляет анализ рисков, требуемый для любой деятельности, связанной с безопасностью людей и перевозок по железным дорогам.