Получение Сертификата безопасности ж/д предприятием необходимо для осуществления им транспортной деятельности. Этот Сертификат отличается от лицензии Министерства транспорта, действие которой распространяется преимущественно на экономические и правовые аспекты деятельности предприятия.
Сертификат выдается независимым национальным органом по безопасности (НОБ) страны.
Во Франции НОБ называется ГКБЖД: Государственный комитет безопасности на ж/д транспорте.
Получение ж/д предприятием-ЖДПом (ЖДП), (далее – ЖДП или ЖДП) Сертификата служит подтверждением того, что данное предприятие:
- располагает системой управления безопасностью, которой относятся обучение персонала, правила и процедуры эксплуатации, методы обслуживания, анализ происшествий и учета результатов анализа для повышения безопасности. Это первая часть Сертификата (часть «A»).
- способно обеспечить безопасность эксплуатируемых им линий и подвижного состава и оборудования. Эта вторая часть Сертификата безопасности выдается соответствующим национальным органом по безопасности и распространяется только на транспортную систему Франции. Это вторая часть Сертификата (часть «B»).
Все Предприятия-ЖДПи, работающие на железных дорогах Франции, должны иметь Сертификат безопасности.
Если ЖДП уже имеет Сертификат, выданный в другой европейской стране, ему необходимо получить только часть В, так как часть А является единой для всей стран объединенной Европы.
Максимальный срок действия Сертификата безопасности: 5 лет.
Цели и задачи
ГКБЖД выдает ЖДП Сертификат безопасности для оказания им комплекса транспортных услуг на линиях ж/д сети Франции только в том случае, если он на основе предоставленных ему документов на линиях констатировать, что на данном предприятии:
- создано оперативное подразделение, которое следит за соблюдением действующих правил безопасности, предотвращая тем самым риски, связанные с процессом оказания таких услуг;
- имеется система управления безопасностью, которая позволяет на протяжении всего срока действия Сертификата обеспечить адекватность этого оперативного подразделения.
Констатируя это, ГКБЖД принимает в расчет как оказываемые предприятием услуги, так и структуру самого ЖДП.
Следовательно, ГКБЖД анализирует часть А только после проведенного анализа части В.
ЖДП, получивший часть А Сертификата безопасности в одной из европейских стран, может рассчитывать на ее получение во Франции.
В подобных случаях ГКБЖД должен убедится в том, что аналогичные услуги уже оказываются на линиях ж/д сети Франции (ФСЖД).