В рамках реформ, начатых в 90-е годы, Европейская Комиссия стремилась открыть сети стран-членов конкуренции, создавая, таким образом, среду, способствующую росту инновации и прибыли. Эта реформа, первой целью которой было экономическое развитие, не могла обойти вниманием технические, нормативные и юридические различия, существующие между сетями стран-членов. Появилась необходимость дополнить эти меры новыми директивами, дающими указания как превратить сети различных стран Европы в целостную и интероперабельную европейскую сеть. Европа начала гармонизацию ж/д норм и среди них – правил безопасности. Так появились ТСИ (технические спецификации интероперабельности), с которыми вы ознакомились подробно в предыдущих модулях. Гармонизация норм кажется делом более простым, чем гармонизация технических аспектов: в Европе существует полнейшее разнообразиеRead More →

Риски, которые мы описали выше, могут привести к сходу с рельсов поездов. Тем не менее, существуют обстоятельства, при которых сход с рельсов может произойти не в результате столкновения с препятствием или другим поездом. Самая частая причина схода с рельсов – чрезмерная скорость экипажа. Если в нормальной ситуации такая ошибка машиниста случается редко, то её частота возрастает при временных ограничениях скорости, на отрезках пути, где проводятся ремонтные работы, например (Авария в Аржантей-сюр-Крёз во Франции в 1985г.). Меры по ограничению риска основываются в этом случае не только на внимании персонала, но также качестве информации, передаваемой машинисту на пути следования. Кроме того, могут внедряться автоматические системы, заменяющие действияRead More →

Как правило, железные дороги не имеют ограждения (кроме высокоскоростных линий во Франции). Поэтому препятствия, не относящиеся к системе железнодорожного транспорта, могут возникнуть на пути поезда. Некоторые препятствия можно предусмотреть: падение деревьев после бури, обвалы в горных зонах. Опасные участки известны и сигнальные системы оповещения (электрические провода, натянутые вдоль путей, которые при разрыве вызывают срабатывание сигнала, запрещающего проезд) устанавливаются в таких местах. Также места, в которых посторонние предметы могут упасть на пути, огораживаются сетками. На пути может упасть автомобиль, сорвавшийся на высокой скорости с виадука над путями. На путях оборудованных рельсовой электроцепью автомобиль или любой иной металлический предмет вызовет шунтирование контура и замыкание цепи запрещающего сигналаRead More →

Это столкновение двух поездов одного направления, движущихся по сходящимся маршрутам. Риск такого инцидента – менее част, чем два предыдущих, но является существенным, в частности, в зонах плотного движения, где большое количество сигналов на маленьком пространстве может запутать машиниста и привести к ошибке. Принцип: Стрелка, позволяющая въезд на путь к Вокзалу Z защищена сигналом останова и удержания поезда, такие же сигналы установлены на пути из A и на пути из B. Тем не менее, машинист поезда, движущегося из B может, в зависимости от обстоятельств, или атмосферных условий (ночь, туман, сильный дождь, снег…) перепутать сигналы разных путей и столкнуться по касательной с поездом, движущимся из А, проехавшимRead More →

Этот вид столкновения может произойти только на однопутной линии: два поезда встречных направлений рискуют столкнуться в лобовую. Устранение риска состоит в эксплуатации линии в режиме закрытия сигналов или если все станции на линии являются станциями общей остановки. Кроме того план движения должен соблюдаться неукоснительно. В зависимости от плотности движения, режим эксплуатации варьировался от телефонной блокировки до обычного пути, что предполагает применение специальных средств для устранения этого риска.. Принцип: Если поезд, выезжающий со станции D в 9.30 не опаздывает или опаздывает незначительно, то разъезд с поездом, движущимся со станции A состоится на станции B, как это и предусмотрено графиком движения. Но если этот поезд опаздывает, чтобыRead More →

Избежать столкновения между двумя поездами, движущимися в одном и том же направлении – это исторически самый первый установленный риск. Устранение этого риска привело к разработке различных решений за годы существования железных дорог. В начале решение было отдалять поезда друг от друга по времени: Станция A                                    Станция Б X                                                 X Принцип: После прохождения каждого поезда интервал времени гарантировал безопасный маршрут  из А в Б. Преимущества: Принцип прост и дешев. Недостатки: Применение этого принципа ведет к слабой пропускной способности линии. Если поезд останавливаетсяRead More →

Очень скоро в истории железных дорог стало ясно, что сам факт эксплуатации железнодорожных линий заключает в себе риски. Некоторые аварии, ке сожалению стали знаменитыми: Авария в Квинтиншилл в Великобритании в 1915 году унесла жизни 200 человек и 250 человек было ранено; авария в Лани-Помпонн под Парижем во Франции – 200 погибших; столкновение трех поездов в Японии в 1962г. – 160 погибших; позднее, в 1998 году, сход с рельсов поезда ICE в Германии – 100 погибших. И сегодня существуют причины аварий, которые мы назвали; тем не менее, мы научились принимать меры повышения безопасности благодаря техническим средствам и применению строгих правил. И дело в том, что ж/дRead More →

В разных странах и на разных железных дорогах определение железнодорожных сетей достаточно широко и может включать или не включать различные элементы. Европейская Комиссия при разработке директивы по безопасности 2004-49 опиралась на определение, применимое для всех железных дорог стран-членов Евросоюза. Для этого Ей было необходимо сделать обзор фундаментальных проблем, связанных с железнодорожной эксплуатацией: можно определить безопасность как «отсутствие рисков недопустимого уровня», риска, имеющего два свойства – тяжесть и частоту. Очень скоро становится ясно, что определение безопасности – это скорее следствие констатации событий повседневной эксплуатации, чем анализ рисков, порожденных таким видом деятельности как ж/д транспорт. На деле, только риски, связанные с этой деятельностью, должны учитываться в понятииRead More →