Риски, которые мы описали выше, могут привести к сходу с рельсов поездов. Тем не менее, существуют обстоятельства, при которых сход с рельсов может произойти не в результате столкновения с препятствием или другим поездом.
Самая частая причина схода с рельсов – чрезмерная скорость экипажа. Если в нормальной ситуации такая ошибка машиниста случается редко, то её частота возрастает при временных ограничениях скорости, на отрезках пути, где проводятся ремонтные работы, например (Авария в Аржантей-сюр-Крёз во Франции в 1985г.). Меры по ограничению риска основываются в этом случае не только на внимании персонала, но также качестве информации, передаваемой машинисту на пути следования. Кроме того, могут внедряться автоматические системы, заменяющие действия машиниста. SNCF разработала в конце 80-х систему KVB (контроль скорости при помощи радиомаяков), которая на классических линиях воздействует напрямую на тормозную систему поезда в случае превышения разрешенной скорости.
Другая относительно частая причина схода с рельсов – плохое состояние пути, инфраструктуры. Деформированный ли ослабленный путь может стать причиной схода с рельсов. Предупреждение этого риска состоит в качественном обслуживании путей. Тем не менее, промышленность продолжает совершенствовать подвижной состав, улучшая его прочность, что позволяет минимизировать последствия опрокидывания экипажей в результате схода с рельсов.