Избежать столкновения между двумя поездами, движущимися в одном и том же направлении – это исторически самый первый установленный риск. Устранение этого риска привело к разработке различных решений за годы существования железных дорог.
В начале решение было отдалять поезда друг от друга по времени:
Станция A Станция Б
X X
Принцип:
После прохождения каждого поезда интервал времени гарантировал безопасный маршрут из А в Б.
Преимущества:
Принцип прост и дешев.
Недостатки:
Применение этого принципа ведет к слабой пропускной способности линии.
Если поезд останавливается посередине пути, необходимо принять меры по предупреждению наезда (например, петарды).
Принцип предполагает, что все поезда останавливаются на каждой станции.
Поскольку недостатки этого принципа многочисленны, вскоре от него вынуждено отказались в пользу принципа отделения поездов в пространстве: речь идет об изобретении блокировки или блок-системы (block system по-английски).
Пост A Пост B Пост C Пост D
X X X X
Принцип:
Линия разделяется на блок-участки (управляемые с постов блокировки) занятие которых материализовано сигналом. Каждый блок-участок может принять только один поезд. Поезд П3 может быть отправлен из A в B только при условии, что поезд П1 прибыл в точку B и что пост B уведомил об этом пост A.
Преимущества:
В случае опоздания или неожиданной остановки на пути, риск столкновения будет устранен.
Принцип развития системы построен на доступных технологиях. Так, базовый принцип был устроен на основе телефонной блокировки, он же сохраняется при использовании ручной блокировки при помощи оборудования, автоматической блокировки, которая работает при помощи рельсовых цепей или счетчиков осей, а также в самых современных системах типа TVM (передача путь/машина) во Франции или LZB в Германии, сигнализация которых реализована только в кабине машиниста. Новая Европейская система сигнализации ERTMS также основана на этом принципе.
Недостатки:
Устранение рисков основано на соблюдении показаний сигнализации машинистом. Чтобы гарантировать такое соблюдение, в любых обстоятельствах и, в частности, при высокой скорости необходимо включение дополнительных систем (VACMA, DAAT, KVB — Контроль скорости маяками).
Применение принципа блокировки дороже, так как необходимо оборудование и его обслуживание.
Возможный сбой в работе технических элементов вызывает необходимость использования дублирующих контуров и разрешительных процедур для работы операторов.