Существует также еще один фактор, связанный с применением на практике собственных правил безопасности компаний перевозчиков. Хотя эти собственные правила основаны на одних и тех же национальных правилах, в разных компания внутренние правила неодинаковы. Вместе с недостаточным их знанием персоналом применение правил может привести к опасным ситуациям на национальной сети. Могут появляться конфликты между различными практиками предприятий, даже если риск был учтен Национальными органами безопасности, выдавшими сертификаты безопасности различным компаниям-перевозчикам.
Другой важный фактор риска – разнообразие услуг, предоставляемых предприятиями-перевозчиками на одной и той же сети. Перевозчик, осуществляющий пассажирские перевозки, будет иметь свои ограничения и приоритеты, отличные от тех, которые будет иметь компания по перевозке грузов. Подобным же образом, перевозка опасных грузов потребует особых мер предосторожности, и такие перевозки могут с трудом соседствовать с пассажирскими перевозками, если вообще не окажутся несовместимыми. Естественно, компания, управляющая путевым хозяйством должна организовывать перевозки таким образом, чтобы гарантировать безопасность всех субъектов. Кроме того, это разнообразие перевозчик и предоставляемых ими услуг само по себе ослабляет общий уровень безопасности сети.
И, наконец, последний элемент, принимающий участие в увеличении риска на европейских сетях. Это различное технологическое развитие подвижного состава. Большинство «исторических» перевозчиков располагают обновленным парком состава, в то время как новые компании перевозчики, обслуживающие, как правило, региональные линии, имеют старый дизельный подвижной состав, с низкой производительностью. Сложность для перевозчиков и компании путевого хозяйства состоит в том, чтобы организовывать передвижения подвижного состава разных поколений, не снижая уровня безопасности всей системы.
Это далеко не полный список тех ситуаций, которые увеличивают риск в области ж/д перевозок и происходят они непосредственно от проведения реформы европейской железнодорожной системы. Тем не менее, реформа имеет и положительную сторону, поскольку заставляет специалистов отрасли вернуться к истокам безопасности и рассмотреть систему, лучше понимая её природу и четко вычленить различные её составляющие. Эта работа завершилась тем, что ТСИ разбиты на подсистемы, и которые покрывают, несмотря на обобщающий характер спецификаций, все фундаментальные элементы, имеющие влияние на безопасность системы в целом.
Мы также увидели, что стремление гармонизировать систему, приводит к её ослаблению, создавая новые источники рисков. Можно не без оснований считать, что эти риски сгладятся или даже устранятся, когда большинство перевозчиков, работающих на одной сети, получат достаточный опыт и их персонал будет лучше подготовлен.
Тем не менее, переходной период в ожидании зрелого управления рисками на европейской сети наиболее опасен. Понижение уровня безопасности в Европе повлечет разочарование клиентов железных дорог, как для пассажирских, так и для грузовых перевозок, в пользу конкурирующих видов транспорта, таких как автомобильный, тогда как ситуация уже складывается не в пользу железных дорог. Отказ от ж/д перевозок будет означать неудачу европейской реформы железнодорожного транспорта.