Особая роль в обеспечении мобильности городов отводится метрополитену. Первоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов; в настоящее время метрополитены фактически стали основным структурообразующим элементом современного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения.
С момента открытия в Лондоне в 1863 г. первой линии длиной 3,6 км действующая сеть метрополитенов мира превышает на сегодня 6000 км в двухпутном исчислении. Получив широкое развитие в крупных городах, метрополитены мира к началу XXI в. перевозили уже более 150 млн пассажиров/сут. Главные преимущества метрополитена как внеуличного вида транспорта — это высокая (до 100 км/ч) скорость и регулярность движения поездов с интервалом до 80 с, что в совокупности определяет провозную способность более 50 тыс. чел./ч в одном направлении. При соответствующих развитии транспортной сети города и организации перевозок метрополитен ограничивает затраты времени в пути на работу и обратно в пределах 15% рабочего времени, что отвечает основополагающим критериям эффективности городского транспорта. По количеству перевезенных пассажиров в год лидируют метрополитены Токио — 3,2 млрд, Москвы — 2,4 млрд и Пекина — 2,2 млрд пассажиров (рис. 3).
Рис. 3. В метрополитене Пекина
Метрополитен является самым эффективным видом городского пассажирского транспорта и с точки зрения потребления энергии и занимаемых площадей. Расчеты французских специалистов показали, что для перевозки 50 тыс. пассажиров/ч в одном направлении при использовании метрополитена требуется коридор шириной 9 м, автобусов — 35 м, личных автомобилей — 175м (рис. 4). Кроме того, 1 кг нефти достаточно, чтобы перевезти одного пассажира на расстояние 48 км на метрополитене, 38 км — на автобусе, 19 км — на автомобиле. Реализация на метрополитене механизма возврата электроэнергии при торможении (рекуперация) обеспечивает ощутимую экономию.
Рис. 4. Соотношение ширины коридора для разных видов транспорта при одинаковой пропускной способности
Метрополитены играют ведущую роль при интеграции транспортной, градостроительной и социальной политики, вместе определяющих уровень мобильности.
Интеграции отдельных видов транспорта в единый комплекс способствует совершенствование и упрощение тарифной системы для всех операторов. Наряду с этим внедрение бесконтактных смарт-карт, которыми можно оплачивать проезд на разных видах транспорта, и развитие автоматизированных систем информирования пассажиров до и во время поездки безусловно способствуют привлекательности и удобству пользования общественным транспортом. Бесперебойная работа этих сервисов возможна только при эффективной координации работы операторов, в этом процессе метрополитены играют, как правило, ведущую роль.
Среди всех видов городского транспорта метрополитен находится на острие внедрения инновационных технологий, направленных на надежность эксплуатационной работы и упрощение технического обслуживания. Например, внедрение системы автоматического ведения поездов без машиниста приводит к росту производительности труда, повышению уровня безопасности и регулярности движения.
Являясь по сути ключевым звеном систем мобильности городов, метрополитены при этом остаются сложными и дорогостоящими инженерными сооружениями, требующими для строительства и содержания больших объемов денежных средств. Поэтому наряду с классическими методами бюджетного финансирования все заинтересованные стороны создают новые схемы на основе партнерских отношений. Такие схемы могут включать предоставление со стороны государства налоговых льгот, права льготного использования земельных участков в зоне трасс прохождения линий и размещения станций, включение участников строительства в состав основных акционеров, а также различные методы формирования государственно-частного партнерства.
Железные дороги мира — 2014, № 8