Высокоскоростное движение предполагает особо устройство пути (укрепленное основание, специальные материалы – бесшовно-сварные рельсы, особый профиль рельса 60 EI (60кг/м), бетонные шпалы, стрелки с подвижным сердечником, для скорости, превышающей скорость проезда по отклонению, нормы технического обслуживания, геометрия пути…). Эти характеристики описаны в ТСИ и мы остановимся на них подробнее далее.
Инженерные сооружения также требуют специфических для высокоскоростного движения расчетов.
Защита от постороннего вмешательства
В большинстве стран строительство железных дорог происходило в тот период, когда некая сеть «путей наземного сообщения» (можно ли их назвать дорогами по современным меркам?) уже существовала. Эти дороги были не сильно загружены, и по ним передвигался, в основном, транспорт на конной тяге. Поэтому во время прокладки первых ж/д линий пересечение с дорогами не составляло серьезной проблемы. Переездов было немало, наиболее загруженные из них оснастили шлагбаумами. В 30-е года прошлого века интенсивность дорожного движения возросла с развитием автомобильного транспорта, и различные технические новшества позволили повысить скорость поездов.
Проблема железнодорожных переездов стала все более и более значительной. Заметим, что ж/д линии оставались открытым пространством и предполагалось, что пешеходы смогут заблаговременно увидеть поезд, поскольку скорости поездов были не высокими. И сегодня наиболее старые линии не имеют ограждения.
Чтобы двигаться с высокими скоростями необходимо максимально снизить риск столкновения с любым препятствием: поэтому на линиях для высокоскоростного движения не обустраиваются ж/д переезды и такие линии полностью ограждены, чтобы преградить к ним доступ людей и животных. Кроме того, предусмотрены устройства «против столкновения с препятствием» (например, с автомобилем, упавшим с виадука над ж/д путями).