Железнодорожная сигнализация германского типа

Этот тип сигнализации применялся в следующих странах: Германии, Австрии, Финляндии, Венгрии, Люксембурге, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Чешской республике и России, а также в Альзасе и в департаменте Мозель во Франции.

Все эти страны привнесли разнообразные, необходимые им изменения.

Особенности германского типа сигнализации

Сигнал «Стоп»

Сигнал «Стоп» (или основной сигнал) передается в Германии поворотным крылом, состоящим из прямоугольника, на конце которого расположен круг. Все белого цвета с красной каймой. В закрытом положении крыло расположено горизонтально, приказывает выполнить полную остановку и защищает от наезда и столкновения при прохождении стрелочного механизма. Этот сигнал является сигналом предохранения и, одновременно, сигналом соблюдения дистанции. В сочетании с подобными крыльями может использоваться, как сигнал ограничения скорости. В открытом положении крыло наклонено на 45°

Этому сигналу предшествует предупредительный сигнал (дистанционный сигнал), передаваемый в Германии знаком круглой формы желтого цвета, который приказывает машинисту подготовиться к полной остановке поезда перед основным знаком. В открытом положении этот знак расположен горизонтально и не виден.

Форма и цвет поворотных крыльев и знаков могут варьировать в разных странах, но принцип остается тот же.

Разветвление пути

Сигнализация германского типа позволяет совмещать информацию об остановке и ограничении скорости и этим отличается от сигнализации британского типа.

Основной сигнал на разветвлениях имеет столько поворотных крыльев, сколько существует направлений (максимальное количество – 4). Эти крылья расположены одни над другими. Каждое крыло может принять только 2 положения: горизонтальное, или наклонное к самому верхнему, что соответствует сигналу «открыто» (крыло наклонено), или сигналу «закрыто» (горизонтальное крыло). Для обозначения ограничения скорости или направления движения, крылья принимают вертикальное, или наклонное к другим крыльям положение.

Это совокупное расположение крыльев позволяет также сообщить машинисту направление его движения, и, в случае движения по отклонению, указывает на необходимость снизить скорость (30 – 40 км/ч).

В открытом положении самое верхнее крыло наклонено на 45°, а другие крылья располагаются вертикально, если сигнал «открыто» дан для прямого пути. В других ситуациях, наклонены на 45° одно или несколько других крыльев. В противоположность британскому типу, германский тип сигнализации не располагает сигнал «открыто» среди сигналов «закрыто».

Предупредительный сигнал выражен крылом желтого цвета в форме стрелки, которое может принимать 2 положения: вертикальное (крыло сливается с мачтой), или наклонное ( указывает, что поезд направляется по отклонению).

Движение по отклонению

Эта сигнализация позволяет указать машинисту предельную скорость движения.

Для простых разветвлений основной сигнал, состоящий из двух крыльев, имеет 3 разновидности:
Основной сигнал закрыт: верхнее крыло горизонтально, нижнее крыло вертикально, оно соотносится на предупредительном сигнале с диском желтого цвета и вертикальным положением крыла желтого цвета.

Основной сигнал открыт на прямой путь (без ограничения скорости): верхнее крыло наклонно, нижнее крыло вертикально, оно соотносится на предупредительном сигнале с невидимым положением диска желтого цвета и вертикальным положением крыла желтого цвета.

Основной сигнал открыт для движения по отклонению (ограничение скорости до 30 км/ч): верхнее крыло наклонно, нижнее крыло наклонно, оно соотносится на предупредительном знаке с наклоном крыла желтого цвета на 45°.

Маневры

В сигнализации германского типа маневровые работы полностью отделены от поездных перевозок. Они подчиняются другим сигналам и имеют свои собственные правила: ответственность за их проведение на территории участка, который, как правило, ограничивается зоной видимости стрелочника, несет стрелочник.

Поездные передвижения регулируются основными сигналами, а маневровые – маневровыми, которые, в отличие от основных сигналов, не замкнуты со стрелками.

Перед тем, как открыть маневровый сигнал, стрелочник должен проверить правильность положения стрелок и их примыкание, а чтобы облегчить эту задачу, стрелки оснастили фонарями с указанием положения стрелок, расположив их в непосредственной близости от стрелочного механизма.

Эту «философию», необходимо было изменить, адаптировав к современным постам централизации, на которых стрелочник очень часто находится вдали от места проведения маневра. Изменения состояли в определении уровня «маневры», который подразумевал установку и контроль стрелок, их замыкание и последующее открытие сигнала и уровня «поезд», который включал проверку последовательности маршрута маневров, свободности пути и, затем, открытие основного сигнала.

Переход к световой сигнализации

Как и в сигнализации британского типа, принципы механической сигнализации были каждой страной адаптированы в световой сигнализации, что привело, несмотря на общность происхождения, к созданию отличающихся световых табло и правил световой сигнализации.

В некоторых случаях, увеличение скорости и массы поездов привело к отдалению предупредительного сигнала и к созданию повторительного промежуточного сигнала.

Германия, Австрия и Швейцария продолжали использовать все указатели механической сигнализации без иерархии сигналов, что привело к усложнению сигнализации. Иногда необходимо было зажигать большое количество огней (до 6 огней), чтобы передать сигналы двух совмещенных светофоров (один передает основной сигнал, другой — предупредительный сигнал).

Вследствие этого усложнения сигнализации, возникла необходимость провести новые изменения с целью упрощения сигналов при помощи создания их иерархии. В Германии и Швейцарии решили упростить сигналы, приняв светофор, указывающий также предельную скорость.

В Германии, например, сосуществует 2 вида световой сигнализации: система « HV » (Hauptsignal Vorsignal Verbingdung),прямо исходящая из механической сигнализации, которую постепенно заменяет система Ks (Kombinaison system), предназначенная значительно упростить систему HV.

Для того, чтобы отобразить наклон крыльев, многие страны, взявшие за основу германскую сигнализацию, применяют диагональное сочетание огней, в частности для предупредительных сигналов.

В некоторых странах, как, например, в Швейцарии, решили совместить огни по диагонали с огнями по горизонтали и зеленый огонь с желтым, чтобы предупредить о необходимости применения разных режимов скорости при движении с отклонением.

В некоторых ситуациях на предупредительных сигналах, Швеция и Финляндия применяют белый цвет вместо желтого. Это единственный случай применения этого цвета для сигнализации, предназначенной не для маневров.

Световая сигнализация ОСЖД

В основу световой сигнализации, разработанной ОСЖД, положена сигнализация германского типа, претерпевшую значительные изменения.

Была установлена иерархия указаний, сокращено количество огней, добавлены светящиеся полосы (1 желтая и 2 зеленых), приняты 2 режима мигания и ограничено место размещения огней по вертикали.

Полученный результат значительно отличается от изменений, проведенных в бывшей Федеративной Республике Германия.

Совмещение огней, их режимы мигания и применение светящихся полос позволяют отобразить различные ситуации: остановку, движение по отклонению с последовательным прохождением нескольких стрелочных переводов, разные скоростные режимы.

Сигнализация типа ОСЖД встречается во всех странах бывшего социалистического блока. Она, конечно же, претерпела некоторые изменения, например, изменен сигнал приема на занятый путь (3 желтых огня по вертикали), или сигнал разрешения проследовать (белый мигающий), сопровождающий сигнал «стоп» в России.

Добавить комментарий