От управления на месте до централизованного управления
Вначале управление различными путевыми приборами осуществлялось на месте их расположения.
Поскольку не было взаимной связи при управлении различными путевыми приборами, требовалось большое количество персонала, что увеличивало опасность совершения ошибки.
Первые посты централизованного управления стрелками
Очень скоро возникла необходимость сконцентрировать разнообразные рычаги в одном пункте, который назвали «пост централизованного управления стрелками».
Между рычагами поста управления и путевым оборудованием осуществлялась, прежде всего, канатная трансмиссия, но для стрелочных переводов и других путевых приборов применялась также передача тягами.
Первые механизмы блокировки
В 1847 году француз, Пьер-Огюст Винье , придумал механизмы блокировки.
У него возник замысел сконцентрировать в одном месте разнообразные рычаги управления, оснастить их деревянными деталями, которые задавали бы этим рычагам точно определенное направление движения. Таким образом, рычаги перевода стрелок могли переключаться только тогда, когда сигнальные рычаги соответствовали положению закрыто. А сигнальные рычаги могли переводиться только тогда, когда рычаги перевода стрелок соответствовали правильному положению и замыканию стрелок.
Впоследствии систему Винье усовершенствовали разные конструкторы, в том числе англичане, самым известным из которых является САКСБИ.
Однако эти системы управления оставались дорогостоящими и не оправдывали себя на станциях с мало интенсивным движением. Затем была придумана система, при которой сохранялось управление приборами на месте их расположения, при этом, рычаги были оснащены ключами, а вокзал — системой замков, которая функционировала, как пульт блокировки
Усовершенствование системы передачи
Вследствие постоянного технического прогресса, поезда становились все длиннее, что вызывало необходимость в наличии оснащения, удаленного от поста управления стрелками и для того, чтобы стрелочник, чьи физические возможности ограничены, мог осуществлять перевод отдаленных стрелок, ему необходима была помощь. Возникла необходимость в применении другого вида системы передач. Было предложено 3 способа решения проблемы: с помощью сжатого воздуха, подачи воды под давлением и электричества. По своей надежности, последний вскоре вытеснил два других.
Использование системы электрической трансмиссии быстро расширило зону действия постов управления и вызвало необходимость создания системы контроля путевого оснащения, находившегося на настолько удаленном расстоянии от пункта управления, что стрелочник уже не мог проверить положение стрелок.
Прогресс в области электричества позволил создать надежную систему контроля, сначала звуковую (например, для того, чтобы указать на неполный перевод остряка), а затем визуальную.
Маршрутные (погонные) посты управления
Этот прогресс позволил также разрабатывать все более сложные модели системы блокировки, … которые в 1903 году позволили установить в Бордо первые в мире посты управления на перегонах … и первые пульты визуального контроля.
До применения этих постов управления каждый механизм приводился в движение одним, или несколькими рычагами: так, стрелка, как правило, переводилась при помощи рычага, который в некоторых устройствах был соединен с другим рычагом, управляющим механизмом замыкания стрелок, Сигнал, также, имел по рычагу управления для каждого направления. Такие посты называются постами с рычагами индивидуального управления.
Принцип действия маршрутного поста управления состоит в том, что один механизм (рычаг, кнопка, рукоятка…) позволяет одновременно воздействовать на все устройства (стрелки, замки, сигналы…), расположенные на участке, который ограничен пунктом отправления (путь, или сигнал) и пунктом прибытия (путь, или сигнал).
Сегодня маршрутные (погонные) посты управления – это норма.
Появление информатики
Электронные и информационные системы появились после возникновения кнопочных, при которых каждой кнопке соответствовал один из маршрутов, и географически обусловленных постов управления, при которых при нажатии двух кнопок на пульте управления и контроля появлялся маршрут с указанием пункта отправления и пункта прибытия.
Они позволили осуществить управление маршрутом движения при помощи информатики, движением мышки компьютера. Затем это управление стало осуществляться автоматически, исходя из данных компьютерных файлов, связанных с системами последующей реализации.