Открытие любого сигнала на сигнальной системе означает разрешение начать движение, возможно движение с соблюдением неких условий, уточняемых видом самого сигнала.
В системе ERTMS, в которой со временем можно будет полностью отказаться от боковой напольной сигнализации, разрешения передаются не с помощью сигнала, а с помощью сообщения, выдаваемого системой, обрабатываемого затем бортовой системой и передающегося на Интерфейс Человек/Машина в виде указаний разрешающих поезду движение, в виде ограниченной допустимой скорости и режима ведения поезда.
Например, если в иных системах сигнализации открытие сигнала разрешает его проезд, но подразумевает движение на скорости в пределах видимости, в ERTMS, ИЧМ укажет машинисту предельно разрешенную скорость 30 км/ч и пиктограмму, соответствующую режиму OS.
В случае фазы замедления или останова система выдает сообщение, указывающее поезду скорость, до которой необходимо замедлиться или расстояние, на котором нужно остановиться, затем передает сообщение, предписывающее смену режима ведения поезда (например, приказ перейти в маневровый режим)…
Все действия машиниста контролируются бортовой системой и любое отклонение, несовместимое с безопасным движением, (превышение разрешенной скорости, недостаточное торможение) корректируется и, в некоторых случаях, производится экстренное торможение до полной остановки поезда.
Переход на ERTMS и её сочетание с существующими системами
Переход на ERTMS представляет определенные трудности. Внедрение системы возможно по двум основным причинам только поэтапно:
- Первая связана с невозможностью заменить сразу весь тяговый подвижной состав, работающий на одной линии.
- Вторая связана с невозможностью заменить все оборудование на всей протяженности линии.
Если новые и будущие линии будут оснащены исключительно ERTMS с начала их эксплуатации, ныне действующие линии должны будут сохранить еще некоторое время свои действующие системы, и, следовательно, нужно будет предусмотреть размещение специальных элементов: специальных модулей передачи СМП, которые позволят функционировать т.н. «мультистандартному» бортовому оборудованию, способному считывать и обрабатывать сигналы ERTMS и информацию, передаваемую существующими системами (KVB, Indusi, Signum, TBL, , TVM, LZB, и.т.д)
Совмещение модуля СМП и мультистандартного оборудования должно позволить использование двух или более систем. Но введение этих систем заставит переходной период продлить на неопределенное время.
Заметим, что вариант оснащать новые линии только системой ERTMS не является удачным: будет необходимо допускать для работы на этих линиях только тяговый состав, оснащенный ERTMS, а число таких локомотивов ограничено, в наименее благоприятном случае это может сказаться на пропускной способности линии (например, новая линия, связывающая Бельгию, Нидерланды, Германию испытывает трудности, связанные с омологацией ERTMS).
Для новой линии Восточного TGV Est, Франция выбрала оборудование двойного стандарта TVM/ ERTMS, что позволило эксплуатировать линию с момента завершения её постройки, сразу используя стандарт сигнализации TVM.