Цели сигнализации и материальное воплощение сигнализации
Фундаментальная цель сигнализации – передача приказов и различной информации. За несколькими исключениями сегодня используется так называемая напольная сигнализация, установленная на земле и материализованная механическими сигналами (доски или подвижные кокарды семафора, которые сейчас почти исчезли) или электрическими сигналами (панно, демонстрирующие различные световые сигналы).
Скорости свыше 220 км/ч не позволяют напольной сигнализации работать в условиях достаточной видимости и для высоких скоростей необходимо поместить сигнализацию в кабине машиниста.
В любом случае существует анонсирующая сигнализация, которая указывает, что будет необходима остановка или снижение скорости, перед или у точки, обозначенной сигналом исполнительной сигнализации.
Также на вокзалах и местах с интенсивным движением — путях формирования, депо, сортировочных станциях существует маневровая сигнализация, форма её зависит от транспортной компании, эксплуатирующий данный участок пути.
Две составляющие сигнализации
Сегодня можно утверждать, что сигнализация имеет две подсистемы:
- «напольная» подсистема, которая включает в себя сигналы, систему распознавания и управления, управляющие диспетчерские пульты и систему передачи данных между ними.
- «бортовая» подсистема, включающая все элементы, находящиеся на борту поезда.
До недавнего времени только напольная система расценивалась как система сигнализации. Показательно, что специалисты по сигнализации – это специалисты, вышедшие из специальностей, связанных с инфраструктурой и напольным оборудованием.
Бортовые системы появились только вместе с системой Автоматической Защиты Поезда ATP ( Automatique Train Protection), требующей относительно сложного оборудования на борту: датчиков считывания вешек и блока обработки, оборудование может вмешиваться в некоторых случаях (превышение допустимой скорости, недостаточное торможение, проезд сигнала). В большинстве случаев персонал, занимающийся этим оборудованием, был связан с ведением поездов и обслуживанием подвижного состава и эта подсистема не рассматривалась как часть сигнализации.