Для безопасности железнодорожного движения очень важно увидеть сигнал и выполнить его указания.
Очень скоро разные железнодорожные компании захотели получить приборы, подсоединенные к сигналам и повторяющие их указания в кабине машиниста.
Было разработано множество систем, но, как правило, эти приборы было очень сложно наладить и они были дорогостоящими.
Приборы передачи информации должны гарантировать:
- правильное восприятие машинистом соответствующих сигналов,
- соблюдение передаваемых указаний.
Передача информации может осуществляться:
- точечным способом:
Информация передается при помощи приборов, установленных в определенных точках. Никакая другая информация, кроме той, которая передается при прохождении этих приборов, не может быть получена.
В случае необходимости, эта информация записывается, хранится и обрабатывается на поезде.
- постоянно:
Информация передается средствами, не зависящими от местонахождения поезда: рельсами, антенной, проходящей между рельсами, радио… В любое время ,можно получить и сразу же обработать на поезде новую информацию.
Устройства точечной передачи
Первые устройства: петарды и детонаторы
Эти устройства появились сразу же после начала применения сигналов. Их суть состояла, как правило, в том, что сигнал подсоединялся к петарде и в случае прохождения сигнала, поезд, наезжая на петарду, взрывал ее.
Но система такого вида оставалась пассивной, и было предпринято немало безуспешных усилий, чтобы сделать ее активной, добившись немедленной остановки поезда после наезда на петарду.
Системы, основанные на электрических контактах
Появление в 1870 году во Франции «крокодила» — металлической детали, на которую, в зависимости от положения сигнала, подавался или не подавался электрический ток, позволило создать систему, которая смогла напрямую воздействовать на поезд.
Передача тока локомотиву осуществляется при помощи металлической щетки, скользящей по «крокодилу».
В конце 1800 года одна из французских компаний предприняла эксперименты осуществить аварийное торможение при помощи этой системы, но затем оставила эти намерения.
Несмотря на это, с 1925 года эта система стала применяться на всей территории Франции и применяется до сих пор.
Постепенно ее заменили Контролем Скорости при помощи радиомаяка (КСМ) (KVB), или усовершенствовали наложением на постоянный ток, питающий контактный рельс (крокодила), переменного тока в 8,5 KHz, который должен вызвать немедленную остановку поезда в случае прохождения сигнала (ПАОП – Прибор Автоматической Остановки Поезда) ( DAAT – Dispositif d’Arrêt Automatique des Trains ) на второстепенных однопутных линиях.
Индукционные системы
В некоторых странах, системы, основанные на электрическом контакте, были преобразованы в системы, основанные на индукционной связи. В таких системах используют наземную рейку, выступающую в роли антенны, передающей информацию, эта антенна согласована с «датчиком», играющим роль приемной антенны на подвижном составе.
Большинство приборов точечной передачи информации, используемых в настоящее время, работают на индукционных системах.
Вследствие череды аварий, проявившей недостатки систем передачи информации земля/подвижной состав, КСМ (KVB), применяемые во Франции, используют оборудование шведского производства, в частности, радиомаяки Ericsson.
Предел возможностей систем точечной передачи
Системы, описанные выше, позволяют осуществить только точечную передачу информации. Каждый пункт передачи информации оснащен или наземным приспособлением (петарды), или прибором типа «крокодил» (контактный рельс, башмак) (электрический контакт), или прибором типа сигнальной мачты (радиомаяка) (индукционный контакт).
Информация, принимаемая во время прохождения этих приборов, может быть записана, сохранена и обработана разными бортовыми системами. Самые совершенные системы могут вызвать:
- экстренную остановку в случае прохождения или опасности прохождения сигналов,
- экстренное торможение в случае превышения скорости.
Но совершенно невозможно передать информацию, если поезд находится между двумя точками передачи информации. Чтобы срочно остановить поезд, необходимо располагать и другими средствами, а не только теми, что связаны с сигнализацией (радио земля/поезд, отключение тягового тока, световой сигнал тревоги с поезда движущегося по пересекаемому маршруту).