Историческая справка
Анализ затрат и выгод давно широко применяется в области транспортного планирования, политики окружающей среды и здравоохранения. Однако с момента его первого использования, он значительно изменился и с теоретической, и с практической точки зрения.
Основа для этого метода была заложена в 1844 году в работах французского инженера-экономиста Дюпюи (Dupuit). Хотя в то время вопрос об измерении полезности общественных работ был уже хорошо известен (сравнение стоимости проекта и прибыли от него, то есть экономии от его реализации), публикация в 1844 г. его книги «О степени полезности общественных работ» представляет собой новаторский вклад в теорию полезности. Он показывает в этой книге, что цифра полезности каналов, построенных во Франции в 1820 году была явно завышена, и предлагает новое правило расчета, которое по-прежнему в силе и в наше время. Он делает упор более на полезность работ для общества, чем на их стоимость. Удобства пользователей превосходят по значению затраченную цену – феномен английского экономиста Альфреда Маршалла, получивший название « излишки потребителя».
Но практическое развитие Анализ Затрат и Выгод получил по американскому федеральному закону о навигации в 1936 году. Закон требовал, чтобы Инженерный корпус США, начинал реализацию любого проекта по улучшению системы водных путей, если прибыль от проекта превышала стоимость этого проекта. Инженерный корпус разработал, таким образом, методы систематической оценки прибыли и издержек.
В 50-е годы, экономисты внесли свой вклад в улучшение этого метода. Они создали строгий и последовательный набор методов для оценки затрат и выгод, чтобы определить, стоит ли реализовывать проект. С той поры анализ затрат и выгод был адаптирован к большинству секторов, требующих общественных решений.
И сегодня в Соединенных Штатах, Австралии, Канаде и других странах, в процессе выделения государственных средств на государственные или политические проекты, используется метод анализа затрат/выгод.
В Европе, ЕС, также, применяет анализ затрат и выгод, как необходимый метод для отбора проектов, подлежащих финансированию за счет средств ЕС.