Корпорация L. B. Foster на предприятиях своей дочерней компании СХТ выпускает железобетонные шпалы для различных условий применения на линиях магистральных железных дорог и городского рельсового транспорта, путях промышленных предприятий и портов (рис. 1). Помимо экономической эффективности, такие шпалы отличаются существенными преимуществами в плане расхода энергии и бережного отношения к экологии на этапах производства, монтажа и эксплуатации по сравнению со шпалами других типов.
Рис. 1. Путь на железобетонных шпалах компании СХТ
Известно, что более жесткий путь имеет более высокий модуль, что снижает сопротивление движению. Снижением сопротивления движению обеспечивается сокращение расхода топлива на тягу грузовых поездов. Ряд испытаний в условиях реальной эксплуатации подтвердил, что, поскольку путь на железобетонных шпалах имеет большую жесткость, сопротивление движению уменьшается примерно на 7%, что, соответственно, позволяет снизить расход топлива на тягу поездов в пределах от 1,2 до 4,5%. Бетонные шпалы также можно рассматривать как экологически чистый элемент пути, потому что они в процессе производства не подвергаются обработке какими-либо химическими веществами, которые могут просочиться в грунтовые воды, и не выделяют их в процессе эксплуатации. Кроме того, по сравнению со шпалами из других материалов железобетонные имеют более длительный жизненный цикл и в процессе производства и эксплуатации минимально истощают естественные ресурсы.
Исследования, проведенные в Мельбурнском университете (Австралия) и опубликованные в журнале Precast Solutions and Environmental Science & Technology, показали, что в течение жизненного цикла железобетонных шпал выделяется только 1/6 приводящих к парниковому эффекту газов по сравнению с деревянными. Однако желательно учитывать загрязнение окружающей среды и по ряду других аспектов помимо перечисленных. Следует иметь в виду, например, добычу сырья для производства железобе-тонных шпал и лесозаготовки для производства деревянных, а также затраты энергии на их утилизацию. В результате расчетов для участка длиной 1 км при сроке службы 100 лет было сделано заключение, что общая эмиссия парниковых газов в течение жизненного цикла железобетонных шпал составляет от 1/2 до 1/6 объема этих газов, выделяемых в течение жизненного цикла деревянными шпалами.
С экологической точки зрения немаловажно и то обстоятельство, что до 90% стали, применяемой корпорацией L. B. Foster при изготовлении как самих железобетонных шпал (в виде арматуры), так и компонентов системы крепления рельсов (скреплений, прокладок), представляет собой продукт вторичной переработки металлолома. Корпорация ищет дальнейшие пути снижения энергозатрат в процессе изготовления бетонных шпал. Например, расход электроэнергии на освещение цехов сокращен на 50%, а тепловой энергии в процессе производства шпал — на 30%. Кроме того, железобетонные шпалы могут быть утилизированы, и L. B. Foster в настоящее время активно занимается исследованиями в этой области.
Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.