Загрязнение воды и почвы железнодорожным транспортом

Загрязнение воды и почвы железнодорожным транспортом

Железнодорожный транспорт является крупным водопотребителем. Объемы потребляемой воды постоянно растут, что связано с ростом протяженности сети железных дорог и объемов перевозок, увеличением числа локомотивных и ремонтных депо, промывочно-пропарочных станций, пунктов экипировки рефрижераторных поездов. Вода используется практически во всех производственных процессах: при обмывке подвижного состава, отдельных узлов и деталей, охлаждении компрессоров и прочего оборудования, получении пара, заправке вагонов, реостатных испытаниях тепловозов и др.

В 2007 г. общее водопотребление ОАО «РЖД» составило 162,7 млн куб.м, в том числе: на хозяйственно-питьевые нужды использовано 76,1 млн м3, производственные нужды – 80,9 млн м3, другие цели – 5,7 млн куб.м.

Частично вода расходуется безвозвратно (потребляется в пассажирских вагонах, переходит в пар). Большая часть может быть собрана и повторно использована, однако в настоящее время доля повторного и оборотного водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта составляет лишь 30 %, а остальная вода после однократного использования сбрасывается в поверхностные водоемы.

Образование сточных вод происходит в сборочных, гальванических, окрасочных, аккумуляторных отделениях, на участках наружной и внутренней мойки подвижного состава, мойки и очистки агрегатов, узлов, деталей. На железнодорожном транспорте большими загрязнителями водной среды являются шпалопропиточные заводы, а также промывочно-пропарочные станции, на которых ведется очистка цистерн от химических и нефтяных остатков. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в поверхностных водах являются фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения меди, цинка.

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

Объем сброса сточных вод ОАО «РЖД» в 2007 г. составил 123 млн м3, в том числе объем сброса загрязненных сточных вод составил 30 млн м3. Сброс сточных вод в водоемы железнодорожным транспортом России составляет 0,09 % от суммарных сбросов всей промышленности. Со сточными водами в окружающую среду попадает свыше 40 видов вредных веществ. Структура сброса сточных вод в 2007 г. следующая:

  • Сброс сточных вод на рельеф местности составил 4,5млн м3, в т.ч:
    • 0,7 млн м3 – нормативно очищенные;
    • 3,3 млн м3 – недостаточно очищенные;
    • 0,5 млн м3 – без очистки.
  • Сброс сточных вод в поверхностные водные объекты составил 24,9млн м3, в т.ч:
    • 0,6 млн м3 – нормативно чистые, разрешенные к сбросу без очистки;
    • 8,2 млн м3 – нормативно очищенные;
    • 15,0 млн м3 – недостаточно очищенные;
    • 1,1 млн м3 – без очистки.
  • Сброс сточных вод в муниципальные системы канализации составил 93,6млн м3, в т.ч:
    • 83,6 млн м3 – нормативно очищенные;
    • 10,1 млн м3 – недостаточно очищенные.

По сравнению с 1991 г. произошло сокращение на 80% сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. Снижение сбросов загрязненных сточных вод достигнуто за счет реконструкции и строительства канализационных очистных сооружений, внедрения маловодных технологий при отмывке внутренних поверхностей цистерн, мойке пассажирских вагонов и деталей подвижного состава.

На данный момент самый острый вопрос в сфере охраны водных ресурсов – продолжение сброса сточных вод без очистки в поверхностные водные объекты и на рельеф местности. В 2007 г. объем сброса сточных вод без очистки составил 1,6 млн м3, что является недопустимым и будут приняты меры для полной ликвидации подобных сбросов.

Одно ремонтное предприятие в год сбрасывает производственных и хозяйственно-бытовых вод в количестве: локомотивное депо — 20 — 400 тыс. м3, пассажирское вагонное депо — 30 — 180 тыс. м3, грузовое вагонное депо — 20 — 150 тыс. м3.