Характеристика отходов железнодорожного транспорта

Характеристика отходов железнодорожного транспорта

Люминесцентные лампы по классификатору отходов относятся к 1 классу опасности. Данный вид отходов образуется в результате освещения помещений и территории. Химический состав отходов: стекло – 80 %, ртуть Hg –0,107 %, металл – 17 %, люминофор – 3 %.

Агрегатное состояние токсичного элемента отходов (ртуть Hg) – твердое, в воде не растворяется, по отношению к материалам не агрессивен, не радиоактивен, температура размягчения (плавления) 38,9 0С, по отношению к окружающей среде химически не активен. ПДК – 0,01 мг/м3, не пожароопасен, биологически не активен. При работе с отходами следует соблюдать особые условия безопасности. Условия хранения ламп – на стеллажах. Утилизируют, перерабатывают, обезвреживают отходы на перерабатывающем предприятии.

Электролит отработанный (кислотный) по классификатору относится ко 2 классу опасности. Данный вид отходов образуется при эксплуатации аккумуляторных батарей. Компоненты, определяющие опасность отходов: серная кислота – 20%, вода – 78%, механические примеси – 1%, соединения свинца – 1%. Агрегатное состояние электролита – жидкое, отходы бесцветны, в воде неограниченно растворимы. По отношению к материалам электролит агрессивен, не радиоактивен, не пожароопасен. К окружающей среде химически активен. Отходы на предприятии хранить не допускается. Однако при соблюдении эколого-санитарных требований возможно хранение в специальных кислотоупорных емкостях. Утилизируют, перерабатывают и обезвреживают на станциях технического обслуживания (СТО) с использованием физико-химических методов. Транспортируют отходы в герметичной кислотоупорной емкости, автотранспортом. При работе с отходами соблюдают следующие условия безопасности: защитные приспособления, спецодежда.

Лом кислотных аккумуляторных батарей (АБ) относится по классификатору к 3 классу опасности. Отходы образуются при выходе из строя АБ. Компоненты, определяющие опасность отходов: серная кислота – 2%, соли свинца – 5%, полимеры – 40%, свинец – 50%. Агрегатное состояние отходов твердое, в воде не растворимы, не агрессивны, не радиоактивны, не пожароопасны, по отношению к окружающей среде активны при разливе электролита. Условий для хранения отходов на предприятии нет. По эколого-санитарным требованиям хранение отходов предусматривается в металлических контейнерах. Утилизация, переработка, обезвреживание отходов на предприятии производится на СТО. По эколого-санитарным требованиям предусматривается сдача лома АБ на переработку. Транспортировка отходов производится в деревянных ящиках, автотранспортом. Особые условия безопасности при работе с отходами: спецодежда, перчатки, защитные очки.

Отходы спецодежды, спецобуви относятся к 4 классу опасности. Отходы образуются в результате износа спецодежды, спецобуви. Компоненты, определяющие опасность отходов: каучук – 20%, ткань – 55%, наполнители – 10%, прочие – 15%. Агрегатное состояние – твердое, в воде не растворимы, к материалам не агрессивны, не радиоактивны, пожароопасны, по отношению к окружающей среде – инертны. Отходы на предприятии хранят в соответствии с эколого-санитарными требованиями в металлических контейнерах. Утилизируют, перерабатывают, обезвреживают отходы на перерабатывающем предприятии. Рекомендуемый способ утилизации – сжигание в котельной. Транспортировка автотранспортом, бестарно.

Производственные отходы по классификатору относятся к 5 классу опасности. Образуются отходы от основной деятельности, при уборке помещений. Компонентов, определяющих опасность отходов, нет. Агрегатное состояние отходов – твердое, в воде не растворимы, к материалам не агрессивны, не радиоактивны, по отношению к окружающей среде не активны. Хранение отходов на предприятии производится в контейнере, навалом, что соответствует эколого-санитарным  требованиям.   Методы     утилизации,    переработки, обезвреживание отходов в настоящее время – это захоронение на городской свалке. Транспортировка отходов производится в мусоровозе, навалом на спецавтотранспорте. Отходы пожароопасны, взрывоопасны, биологически активны. При работе с отходами применение спецодежды обязательно.

Мусор уличный (смет) по классификатору относится к 5 классу опасности. Образуются отходы при уборке территории предприятия. Не содержит компонентов, определяющих опасность отходов. Агрегатное состояние – твердое, в воде не растворимы, агрессивность по отношению к материалам отсутствует, отходы не радиоактивны, по отношению к окружающей среде не активны. Хранение отходов на предприятии в контейнере, навалом, что соответствует эколого-санитарным требованиям. Методы утилизации, переработки, обезвреживания, используемые в настоящее время и рекомендуемые – захоронение на городской свалке. Транспортировка отходов на мусоровозе, навалом. Вид транспорта – спецавтотранспорт. Отходы пожароопасны, биологически не активны. При работе с отходами применение спецодежды обязательно.

Резиновые камеры, шины изношенные по классификатору отходов относятся к 5 классу опасности. Образуются отходы при эксплуатации автотранспорта. Компонентов, определяющих опасность отходов – нет. Агрегатное состояние – твердое, в воде не растворимы, по отношению к материалам не агрессивны, не радиоактивны, пожароопасны, по отношению к окружающей среде химически не активны. Условий для хранения отходов на предприятии нет. По эколого-санитарным требованиям хранение отходов должно быть предусмотрено в боксе. Утилизация, переработка, обезвреживание отходов на предприятии – это обслуживание на СТО. Рекомендуемые методы – вторичная переработка. Транспортировка отходов на автотранспорте (самосвал), бестарно. Особых условий безопасности при работе с отходами нет.

Лом и отходы черных металлов по классификатору относятся к 5 классу опасности. Образуются отходы при эксплуатации машин, станков и механизмов с истекшим сроком эксплуатации. Компонентов, определяющих опасность отходов, нет. Агрегатное состояние – твердое, в воде не растворимы, по отношению к материалам не агрессивны, не радиоактивны, не пожароопасны, по отношению к окружающей среде химически не активны. Условий хранения отходов на предприятии нет. По эколого-санитарным требованиям хранить отходы необходимо на приподнятой бетонной площадке. Утилизация, переработка, обезвреживание отходов на предприятии – это обслуживание на СТО. Рекомендуемые методы обезвреживания – передача на переработку. Транспортирование отходов бестарное на железнодорожном и автотранспорте. При работе с отходами применение спецодежды обязательно.

Ежегодно на железных дорогах России заменяется около 1 млн деревянных шпал, которые в настоящее время складируются на территориях станций и вдоль железнодорожных путей. Их размещение и утилизация представляют серьезную проблему.

Несмотря на серьезное улучшение ситуации с использованием и обезвреживанием отходов, в ОАО «РЖД» пока сохраняется достаточно низкий уровень утилизации отходов – использовано и обезврежено только 29,5% от общего количества отходов, образовавшихся в 2007 г. (в целом по промышленности в России удельный вес использованных и обезвреженных отходов составляет более 40%).

К основным методам обезвреживания и переработки промышленных отходов  относятся сжигание, пиролиз, сушка, механическая обработка твердых отходов, механическое обезвоживание осадков промышленных сточных вод и реагентная обработка.

Загрязнение от объектов железнодорожного транспорта накладывается па фоновые загрязнения от хозяйственно-бытовой, культурной, производственной деятельности предприятий и организаций других отраслей хозяйства, находящихся на тех же или смежных территориях. Особенно велики подобные фоновые загрязнения в районах железнодорожных станций и узлов. Так, площадь загрязненной территории на предприятиях железнодорожного транспорта составляет 10—25 % их общей площади (табл. 4.25).

Наибольшее загрязнение почвы предприятиями железнодорожного транспорта происходит за счет канцерогенов типа полициклических ароматических углеводородов. Они образуются из-за выхлопных газов двигателей тепловозов, автотранспорта, работы котельных и из-за других источников. Подобное загрязнение почвы отмечается на расстоянии до 5 км от дорог и источников выбросов.