Шумы от железнодорожного транспорта

Шумы от железнодорожного транспорта

Интенсивное развитие наземных видов транспорта в последние годы привело к резкому возрастанию уровней шума, особенно в зонах высокоскоростных авто – и железнодорожных магистралей, имеющих высокий трафик движения.

Около 120 миллионов человек в EU (более чем 30 % из общей численности населения) подвергаются шумовому смогу от транспортных средств по уровню выше 55 Ldn dB, при этом более чем 50 миллионов человек подвергаются шумам по уровню выше 65 Ldn dB. Приблизительно 37 миллионов человек (10 % из населения EU), подвержены шумам от железнодорожного транспорта по уровню выше 55 LAeq dB, (согласно оценке, основанной на данных специалистов Франции, Германии и Нидерландов (Ламберт и другие., 1998).

Как показывают эксперименты, источники шума при движении колеса по рельсовому покрытию, а также – уровни шума от источников характерных для железнодорожного транспорта, при скоростях от 70 до 150 км/час результирующие значения уровней звукового давления шума лежат в пределах от 91 до 98 дБ(А) (по шкале частотной характеристики А), а при превышении 200 км/час уровни шума возрастают до (103-105) дБА, что чрезвычайно вредно для окружающей среды и главное для населения, живущего в окрестности железной дороги.

Хотя исследованиями шумов от железнодорожного транспорта занимаются достаточно давно, но в настоящее время эта проблема стала достаточно актуальной из-за резкого роста уровней шума, значительно превышающего допустимые безопасные нормы.

Таким образом, шумовой смог, в котором проживает значительная часть населения Европы, вышел на уровни, вредно влияющие на окружающую среду и на жизнь и здоровье людей. Поэтому в последние годы Евросоюз обратил серьезное внимание на исследования шумов и вибраций от железнодорожного транспорта, создания шумовых карт и разработки методов уменьшения уровней вибраций и шумов.

Математическая модель CRN распространения шумов от железнодорожного транспорта

В настоящее время, в соответствии с Рекомендациями, в ЕС применяются различные математические модели, одной из которых является – CRN [Calculating Railway Noise (расчет шумов от железнодорожного транспорта] модель, CRN эмпирическая модель определяет величину SEL [sound exposure level (уровень звукового облучения)] как функционал. Модель позволяет рассчитать уровни SEL и конвертированных SEL в LAeq на небольших расстояниях от железнодорожного полотна (до 25 м) в зависимости от видов излучателей шума, типов и скорости движения транспорта и времени суток, с учетом влияния земляного покрытия.

Среди многочисленных проблем, связанных с растущим парком различных транспортных средств, не последнее место занимает шумовое загрязнение окружающей среды. Проблема эта наиболее актуальна в мегаполисах. И если какое-то время тому назад более актуальными казались вопросы просто наращивания парка (производства) отвечающих современным требованиям транспортных средств до необходимого оптимума, обеспечения эксплуатационных характеристик высокого уровня, то в последнее время речь зашла о шуме.

Актуальными стали вопросы изучения, нормирования промышленных шумов и вибраций, их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка мероприятий по снижению негативного воздействия шума.

Следует отметить, что реальное снижение шума достижимо только при условии специального контроля находящихся в эксплуатации транспортных средств по их акустическим показателям. Такой контроль может быть осуществлен при годовых технических осмотрах транспортных средств и при выборочных инспекциях, проводимых уполномоченными органами.

Снижение шумового воздействия потоков транспорта на жилые застройки возможно при установке вдоль магистралей специальных экранов, представляющих собой акустические панели, вертикально и горизонтально разнесенные профили которых, смонтированные на бетонных фундаментах, снижают шум на 15-20 дБА и успешно выдерживают ветровую нагрузку до 350 н/м2. А благодаря химическим и термоустойчивым порошковым покрытиям такие экраны сохраняют функциональность в течение не менее 25 лет эксплуатации. Обычно при проведении экспериментов исследуют зависимости спектральных характеристик уровней шумов для различных условий движущихся железнодорожных транспортных систем.