Для исследования спектрального распределения уровней шума от железнодорожного транспорта в районе железнодорожной станции Доле использовался спектрометр типа SVAN 947 серии № 6862 “SVANEK Ltd”. С микрофоном модели SV22 серии № 4012051 и акустическим калибратором SV30А №10593.
Измерения проводились в соответствии со стандартами и рекомендациями:
- LVS ISO 9612:1997;
- LVS ISO 1996/1:1982;
- LVS EN ISO 3095:2005;
Измерения проводились 19.08.2008 года в течение времени от 1900 до 2200 при температуре 230C; относительной влажности воздуха 60%; атмосферном давлении 101320 Pa; при скорости ветра порядка 1 м/с.
Из результатов экспериментально полученных спектрограмм вытекают следующие основные закономерности:
Для электропоездов:
- В области частот от 1 до 16 Гц уровни шума лежат в пределах 50 — 65 дБ.
- В области частот от 16 до 125 Гц уровни шума лежат в пределах 50 — 65 дБ.
- В области частот от 125 до 500 Гц уровни шума лежат в пределах 60 — 70 дБ.
- В области частот от 500 до 4000 Гц уровни шума лежат в пределах 60 — 80 дБ, при этом на частотах 500, 1000 и 2000 Гц наблюдаются максимумы уровней шума..
- В области частот от 4000 до 16000 Гц уровни шума уменьшаются и только в одном эксперименте (рис.6) на частоте 16 кГц наблюдается максимум уровня шума.
Для дизельпоездов:
- В области частот от 1 до 16 Гц уровни шума лежат в пределах 60 — 70 дБ.
- В области частот от 16 до 125 Гц уровни шума лежат в пределах 60 — 80 дБ, при этом на частоте 31.5 кГц наблюдаются максимумы уровней шума.
- В области частот от 125 до 500 Гц уровни шума лежат в пределах 50 — 65 дБ, при этом, когда поезд следует в сторону Риги от станции Доле с небольшим ускорением (под нагрузкой), уровни шума значительны и достигают 70 – 76 дБ.
- В области частот от 500 до 4000 Гц уровни шума лежат в пределах 55 — 65 дБ, при этом, когда поезд следует в сторону Риги от станции Доле с небольшим ускорением (под нагрузкой), уровни шума значительны и достигают 70 – 76 дБ, также на частотах 500, 1000 и 2000 Гц наблюдаются максимумы уровней шума..
- В области частот от 4000 до 16000 Гц уровни шума уменьшаются.
Появление максимумов на частотах 1000, 2000 и 4000 Гц, свидетельствует о большом вкладе в увеличение шума колесных пар, взаимодействия колесо-рельсовое покрытие и визга колес.
Как показало одноразовое измерение шумового фона — в области инфразвуковых частот уровни излучения достаточно высокие, что, по-видимому связано с расположенной примерно на расстоянии 1 км. автодорожной трассой Рига — Даугавпилс и прохождению по ней грузовых автомобилей, создающих высокий уровень инфразвуковых волн, при распространении которых коэффициент затухания в окружающей среде достаточно мал.