Процессы при взаимодействии транспорта и окружающей среды

Основными процессами при воздействии транспорта на окружающую среду являются:

  • горение, термогазодинамические процессы в двигателях, технологических печах и устройствах сжигания твердых, жидких и газообразных ископаемых топлив для получения электрической, тепловой энергии, пара, сжатого воздуха;
  • каталитическая нейтрализация, абсорбция, перегонка жидкостей, жидкостная экстракция, адсорбция, сушка, растворение и экстрагирование, кристаллизация, массообмен, реализуемые на этапах жизненного цикла объектов транспорта;
  • испарение, потери топлива, эксплуатационных жидкостей, лакокрасочных и других материалов при создании, обслуживании и ремонте транспортной техники;
  • износ деталей, узлов машин, элементов транспортных средств, дорожной одежды (выбросы частиц конструкционных материалов, продуктов износа колес и рельсов, фрикционных материалов);
  • пластическая деформация, механическая, электромеханическая обработка материалов, очистка деталей на этапах жизненных циклов объектов транспорта;
  • виброакустическое излучение движущихся объектов транспорта и частей машин, а также электромагнитное излучение электрических машин и электронных устройств, используемых для управления в технологических процессах реализации жизненных циклов объектов транспорта и управления движением, другие виды энергетического загрязнения.

С помощью транспортных средств осуществляется перемещение материальных объектов в пространстве, источником энергии которых являются тепловые двигатели, преобразующие химическую энергию топлива в механическую работу.

Современная цивилизация, с одной стороны, подарила человечеству многочисленные жизненные удобства, а с другой, породила серьезные проблемы в области защиты людей от вибрационных, акустических, электромагнитных и радиационных излучений.

Урбанизация вызвала концентрацию населения на достаточно малых пространствах, что привело к резкому увеличению вибрационного и акустического фонового уровня. Удары копров, пневматических молотков, излучение акустических колебаний двигателями автомобилей и железнодорожных составов, вибрационные колебания водопроводных труб, холодильников, стиральных машин и т.п., увеличили вибрационный и акустический уровни в местах проживания и отдыха людей.

Если до 70-х годов прошлого века акустический фон не превышал 40-50 дБ (относительно порога чувствительности человеческого уха — равного I0 =10 -12 Вт/см2 ), то к 2000 году этот фон, особенно в крупных городах, стал достигать значений 60 — 70 дБ, а в особенно оживленных районах даже — 70-90 дБ.

Среди многочисленных проблем, связанных с растущим парком различных транспортных средств, не последнее место занимает шумовое загрязнение окружающей среды. Проблема эта наиболее актуальна в мегаполисах . И если какое-то время тому назад более актуальными казались вопросы просто наращивания парка (производства) отвечающих современным требованиям транспортных средств до необходимого оптимума, обеспечения эксплуатационных характеристик высокого уровня, то в последнее время речь зашла о шуме.

Актуальными стали вопросы изучения, нормирования промышленных шумов и вибраций, их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка мероприятий по снижению негативного воздействия шума.

Следует отметить, что реальное снижение шума достижимо только при условии специального контроля находящихся в эксплуатации транспортных средств по их акустическим показателям. Такой контроль может быть осуществлен при годовых технических осмотрах транспортных средств и при выборочных инспекциях, проводимых уполномоченными органами.

Снижение шумового воздействия потоков транспорта на жилые застройки возможно при установке вдоль магистралей специальных экранов, представляющих собой акустические панели, вертикально и горизонтально разнесенные профили которых, смонтированные на бетонных фундаментах, снижают шум на 15-20 дБА и успешно выдерживают ветровую нагрузку до 350 н/кв.м. А благодаря химическим и термоустойчивым порошковым покрытиям такие экраны сохраняют функциональность в течение не менее 25 лет эксплуатации. Обычно при проведении экспериментов исследуют зависимости спектральных характеристик уровней шумов для различных условий движущихся железнодорожных транспортных систем.