Отходы от деятельности железнодорожного транспорта

Ежегодно на предприятиях железнодорожного транспорта России в ряде технологических процессов, а также при очистке производственных сточных вод образуется свыше 200 тыс. т нефтесодержащих отходов, тяжелых нефтешламов, относящихся к одной из основных и наиболее опасных групп токсичных отходов.

2007 г. в ОАО «РЖД» образовалось 2,77 млн т отходов, что составляет 0,08 % от всех отходов производства. В процессе хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта образуется порядка 600 наименований отходов, часть из которых специфична и образуется только на железных дорогах.
По классам опасности образование отходов следующее:

  • 1 класс опасности (чрезвычайно опасные) – 0,2 тыс. т;
  • 2 класс опасности (высокоопасные) – 2,09 тыс. т;
  • 3 класс опасности (умеренно опасные) – 443,41 тыс. т;
  • 4 класс опасности (малоопасные) – 428,79 тыс. т;
  • 5 класс опасности (практически неопасные) – 1892,8 тыс. т.

Сведения о токсичных отходах железнодорожных предприятий приведены в таблицах 4.22 и 4.23.

В технологических процессах железнодорожных предприятий образуются отходы различных классов опасности, содержащие нефтепродукты, различные органические соединения, а также тяжелые металлы и ртуть. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков и машин химической очистки рабочей одежды, отработанные люминесцентные лампы электрического освещения, плавающие нефтепродукты и нефтешламы сооружений для очистки производственных сточных вод, отходы лаков и красок, загрязненный грунт производственных территорий предприятий и т.д. Часть отходов железнодорожного транспорта (отработанные масла и смазки, легкие нефтешламы, отработанные ртутные лампы, пришедшие в негодность автопокрышки, отходы деревообработки) собирается и передается специализированным предприятиям на переработку. Основной объем отходов вывозится на свалки. Особенно остро стоит проблема обезвреживания переработки и утилизации таких многотоннажных отходов предприятий отрасли, как тяжелые нефтешламы очистных сооружений, шламы машин химчистки рабочей одежды, гальваношламы, шпалы и другие отходы.

Среди направлений сокращения загрязнения окружающей среды отходами производства с последующим доведением его до возможного минимума рассматриваются, во-первых, использование образующихся как на самом предприятии, так и у внешних потребителей отходов в качестве вторичного сырья, во-вторых, минимизация отходов с последующим вывозом их на свалки и полигоны, и, наконец, обезвреживание и утилизация отходов либо на локальных, либо на действующих региональных природоохранных установках, либо на создаваемых региональных специализированных комплексах по переработке отходов.

Показатели образования, использования и обезвреживания отходов за 2007 год представлены в табл. 4.24.

В 2007 г. использование и обезвреживание отходов составило 850 тыс. т. Использовались они в основном в технологических процессах в качестве источников сырья и вторичных материалов. Передано другим предприятиям для использования, хранения и обезвреживания 1592,9 тыс.т отходов. Практически все наиболее опасные отходы 1 и 2 классов передаются для обезвреживания специализированным сторонним организациям. Отходы 4 и 5 классов опасности, как практически неопасные, не создают для ОАО «РЖД» больших проблем по использованию и захоронению. Основные проблемы возникают при работе с отходами 3 класса опасности, для использования и утилизации которых требуются экологически чистые технологии.

Структура отходов 3 класса опасности:

  • деревянные шпалы – 71,9 %,
  • нефтесодержащие отходы – 23,1 %,
  • грунт замазученный – 5 %,
  • прочие – 1 %.