Обеспечение экологической безопасности при перевозках опасных грузов

Отдельную проблему составляет обеспечение экологической безопасности при перевозках по железным дорогам опасных грузов. Аварийные ситуации и происшествия приводят не только к экономическим потерям, но и наносят значительный ущерб окружающей среде и здоровью людей.

Большое количество аварий при перевозке опасных грузов разными видами транспорта, часто с очень тяжелыми последствиями, вынудили международное сообщество и национальные органы власти в отдельных государствах разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие перевозку таких грузов.

Разработка рекомендаций по перевозке опасных грузов для всех видов транспорта осуществляется Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций. Комитет экспертов разрабатывает Рекомендации по перевозке опасных грузов в форме «Типовых правил перевозки опасных грузов».

Система международного регулирования перевозок опасных грузов является достаточно сложной и включает 13 конвенций и соглашений, основными из которых для железнодорожного транспорта являются:

  1. Правила международной перевозки опасных грузов по железным дорогам (МПОГ=RID);
  2. Приложение 2 Правила перевозок опасных грузов к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС);
  3. Правила перевозок опасных грузов железными дорогами, утвержденные на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участниц Содружества 5 апреля 1996 г.;
  4. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
  5. Директива 2003/105/EC Европейского парламента и Совета от 16 декабря 2003 года об изменении Директивы Совета 96/82/ЕС о контроле крупных аварий, связанных с опасными веществами.

Все ядовитые загрязняющие вещества от подвижных и стационарных источников по степени опасности делятся на 4 класса:

  • чрезвычайно опасные (тетраэтилсвинец, свинец, ртуть и др.);
  • высокоопасные (марганец, медь, серная кислота, хлор и др.);
  • умеренно опасные (ксилол, метиловый спирт и др.);
  • малоопасные (аммиак, бензин топливный, керосин, оксид углерода, скипидар, ацетон и др.).

Остается актуальной проблема сбора, хранения, переработки и транспортировки бытовых отходов из пассажирских поездов. Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 т сухого мусора. Причем 60 % загрязнений приходится на перегоны, остальное — на территории станций. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей природной среды. Очистка путей от мусора связана со значительными финансовыми затратами. Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих емкостей для сбора стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.

Для снижения негативного воздействия бытовых отходов на окружающую среду необходима установка во всех пассажирских вагонах экологически чистых туалетов, как это сделано в большинстве развитых стран мира, а также в ряде пассажирских поездов на железных дорогах России. Опорожнение сборных баков таких туалетов может осуществляться с помощью стационарной вакуумной системы.

Для отопления вагонов используется электрическая энергия и уголь, при сгорании которого в атмосферу поступают диоксиды азота и серы, оксид углерода и сажа, что особенно опасно при нахождении поезда на станции. Норма расхода условного топлива на 1000 пасс-км для серийного купейного вагона составляет 2,87 кг, а для купейного вагона перспективного выпуска — 2,59 кг. Доставка угля на место хранения, а затем в вагон поезда сопровождается выбросом пыли. Поэтому актуален и перспективен перевод котлов пассажирских вагонов на газообразное или жидкое топливо с полной автоматизацией системы отопления.

Фреоны используются в вагонном хозяйстве в кондиционерах пассажирских вагонов, в холодильниках вагонов-ресторанов, а также на рефрижераторном подвижном составе. В новых вагонах применяют относительно экологически чистый хладагент (бинарная смесь хладонов R22 и R142), но при ремонте старых вагонов по-прежнему применяется фреон R12.