Изучение любой науки начинается со знакомства с ее названием и терминологией, Термин «экология» (от греческих слов oikos — «жилище», «местопребывание» и logos — «учение», «наука») предложил немецкий ученый Эрнст Геккель в 1866 году. Он понимал под экологией науку о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды, которая в широком понимании и является местом обитания всего живого на Земле.
В настоящее время существуют классическое и современное толкования понятия экологии. По классическому определению, экология — это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учетом влияния на них человеческой деятельности, то есть, сделан акцент на роль человека.
Термин «экология» вошел в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания его смысла, например, «регион с плохой экологией», «нарушена экология» и т.п. Такое применение искажает содержание понятия и является недопустимым.
Экология как наука активно развивается, охватывая в своих исследованиях принципы функционирования основных компонентов биосферы — атмосферы, гидросферы и литосферы, являющихся средой обитания живых организмов, закономерности взаимодействия природы и общества, его деятельности, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.
Главные задачи экологии
Они вытекают из рассмотрения объектов исследования экологии и включают:
- анализ физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем;
- установление закономерностей организации жизни в связи с увеличивающимся антропогенным воздействием на природную среду;
- исследование вопросов природопользования и ресурсосбережения; разработку мероприятий по всесторонней защите окружающей природной среды.
Задачи экологии транспорта
Экология транспорта относится к комплексу прикладных экологических наук, и ее задачи имеют следующую специфическую направленность:
- определение характера и масштабов воздействий транспорта на окружающую среду;
- разработку стратегии охраны окружающей среды при функционировании транспорта;
- выделение перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации;
- исследование вопросов управления экологической деятельностью на транспорте.
Транспортно-дорожный комплекс является важнейшим составным элементом экономики любого государства. Однако функционирование транспорта сопровождается мощным негативным воздействием на природу. Вклад транспорта в ее загрязнение целесообразно оценивать в сопоставлении с другими отраслями хозяйства по всем компонентам экосистем: атмосфере, воде, почве, растительному и животному миру.
Транспорт — один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. По видам транспорта выбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации распределяются следующим образом: 87 % общего выброса приходится на автомобильный транспорт, около 8 % — на железнодорожный, 2 % — на дорожный комплекс, чуть более 1 % — на воздушный транспорт и 2 % — на речной и морской.
Доля транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40 %, что выше, чем доля любой из отраслей промышленности. На втором месте по величине выбросов в атмосферу находится энергетика, затем цветная, черная металлургия, далее по убывающей располагаются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, газовая промышленность и другие отрасли. При этом нужно учитывать тенденцию снижения общей величины выбросов по всем отраслям хозяйства в 90-е годы.
Воздействие транспорта на экосистемы выражается:
- в загрязнении атмосферы, водных объектов и земель, изменении химического состава почв и микрофлоры, образовании производственных отходов, в том числе токсичных и радиоактивных, шламов, замазученного грунта, котельных шлаков, золы и мусора. Загрязняющие вещества отрицательно воздействуют на созданные человеком системы, особенно на строительные материалы, исторические архитектурные и скульптурные памятники и другие произведения искусства, вызывают коррозию металлов, порчу кожаных и текстильных изделий;
- в потреблении природных ресурсов — атмосферного воздуха, необходимого для протекания рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) транспортных средств; нефтепродуктов и природного газа, являющихся топливом для ДВС; воды для систем охлаждения ДВС и мойки транспортных средств, производственных и бытовых нужд предприятий транспорта; земельных ресурсов, отчуждаемых под строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных и морских портов и других объектов инфраструктуры транспорта;
- в выделении тепла в окружающую среду при работе ДВС и топливо сжигающих установок в транспортных производствах;
- в создании высоких уровней шума и вибрации;
- в возможности активизации неблагоприятных природных процессов типа водной эрозии, заболачивания местности, образования селевых потоков, оползней, обвалов;
- в травматизме и гибели людей, животных, нанесении большого материального ущерба при авариях и катастрофах;
- в разрушении почвенно-растительного покрова и уменьшении урожайности сельскохозяйственных культур.