Как снизить выбросы вредных веществ с отработавшими газами тепловозов?

Учеными Белорусского государственного университета транспорта предложен способ снижения загрязнения атмосферного воздуха жилого массива при реостатных испытаниях тепловозов использующий принцип улучшения рассеивания отработавших газов в атмосферном воздухе. В качестве источника чистого воздуха предлагается использовать вентилятор охлаждающего устройства тепловоза.

Для реализации этого способа пункт реостатных испытаний предлагается оборудовать эжекционным устройством. Значения максимальных приземных концентраций диоксида азота в приземном слое воздуха и расстояний, на которых они достигаются, при реостатных испытаниях тепловозов серии 2ТЭ10У от позиции контроллера машиниста представлены на рис. 4.9 без эжектора и с использованием эжектора на рис. 4.10. Эжекционное устройство снижает концентрацию диоксида азота в приземном слое воздуха до значения менее 1 ПДК на расстоянии около 380 м. Существенное загрязнение воздуха происходит около железнодорожных станций отработавшими газами тепловозов. На расстоянии 150 м от станции оксиды азота обнаруживаются в тех же концентрациях, что и на станции.

В последнее время разрабатывается технологические инструкции по настройке дизеля и систем тепловоза по экологическим показателям, внедрение которых позволит снизить выбросы вредных веществ с отработавшими газами тепловозов.

Специфическими для железнодорожного транспорта являются предприятия по подготовке и пропитке шпал, щебеночные заводы, промывочно-пропарочные станции.

Шпалы пропитывают антисептиком, в состав которого входят каменноугольное и сланцевое масла. Подготовленные шпалы помещают в пропиточный цилиндр, который заполняют под давлением антисептиком. Процесс пропитки длится от двух до восьми часов при температуре около 200 0С. После пропитки антисептик удаляется из пропиточного цилиндра с помощью сжатого воздуха и вакуум-насоса. Готовые шпалы выгружаются из цилиндра, и после остывания отправляются на склад. Основными источниками выделения загрязняющих веществ являются пропиточный цилиндр в период откачки антисептика, трубопроводы и вакуум-насос, а также остывающие шпалы в процессе их транспортировки в вагонетках на склад.

Процесс обработки шпал сопровождается выделением в воздушную среду нафталина, антрацена, аценафтена, бензола, толуола, ксилола, фенола, то есть веществ, относящихся в большинстве своем к 2-му классу опасности. В целом все шпалопропиточные заводы России выбрасывают в атмосферу до 10 т особо токсичных загрязняющих веществ ежегодно. На шпалопропиточных заводах отрасли вместо каменноугольной смолы начато применение нового антисептика ЖТК, относящегося к 4 классу опасности и не содержащего фенола и нафталина. Применение этого антисептика позволяет снизить в 2-3 раза выбросы загрязняющих веществ по сравнению с использованием шпал, обработанных по традиционной технологии. Кроме того, на железных дорогах России идет массовая замена деревянных шпал на железобетонные, что приводит к уменьшению выбросов загрязняющих веществ не только в путевом хозяйстве, но и шпалопропиточными заводами.

Рис. 4.9. Значения максимальных приземных концентраций диоксида азота в приземном слое воздуха и расстояний, на которых они достигаются, при реостатных испытаниях тепловозов серии 2ТЭ10У в зависимости от позиции контроллера машиниста без эжектора
Рис. 4.10. Значения максимальных приземных концентраций диоксида азота в приземном слое воздуха и расстояний, на которых они достигаются, при реостатных испытаниях тепловозов серии 2ТЭ10У в зависимости от позиции контроллера машиниста с эжектором