На железнодорожном транспорте России насчитывается около 49 тысяч стационарных источников, загрязняющих атмосферу, их выброс составляет 0,7 % от суммарных выбросов всей промышленности России. От них поступает в атмосферу около 148 тыс. т загрязняющих веществ ежегодно, в том числе свыше 40 тыс. т твердых веществ, 100 тыс. т — газообразных. Структура загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников показана в табл. 4.16.
Более 80 % выбросов приходится на котлоагрегаты (котельные, кузнечные производства). Как правило, на каждом ремонтном предприятии железнодорожного транспорта имеется собственная котельная, работающая на газе или мазуте. Всего на железнодорожном транспорте насчитывается около 2000 котельных. Выбросы всех предприятий железнодорожного транспорта России содержат вещества органического и неорганического происхождения в виде пыли и сажи — 50,5 %, оксида углерода — 22,6 %, диоксида серы — 21,8 %, диоксида азота — 3,2 %.
Следовательно, главными стационарными источниками загрязнения воздуха на предприятиях транспорта являются котельные, кузнечно-сварочные производства, а также все другие виды производств, связанных со сжиганием топлива. Так, при сжигании твердого топлива (каменного угля) из его минеральной части образуются твердые загрязняющие вещества — зола и шлак: в бурых углях — 10—15 %; в каменных углях — 3 — 40 %; в антрацитах — 2 — 3 %; в горючих сланцах -50 — 80 %. Эти отходы могут использоваться промышленностью строительных материалов. Например, добавка золы или шлаков в низкомарочные бетоны снижает расход цемента на 20 — 30 % и улучшает физико-химические показатели бетонов.
В качестве примера проведения природоохранных мероприятий рассматривается топливосжигающее устройство котельной (горн кузнечно-рессорного цеха, термическая печь и т.д.), снабженное трубой с пылеулавливающими электростатическими фильтрами.
При сгорании угля в печах котельной образующиеся продукты сгорания в виде газов и пыли проходят через зону фильтров и выбрасываются в атмосферу. Электростатические фильтры улавливают большую часть пылевого выброса, который оседает на задерживающем устройстве фильтров, и полностью пропускают без очистки газообразные фракции.
Периодически оседающая пыль, крупные твердые частицы несгоревшего топлива сбрасываются в подвижной контейнер пылесборника, откуда удаляются и реализуются потребителям для использования в качестве добавки при изготовлении строительного бетона и на другие нужды. Фильтры обеспечивают очистку газопылевых выбросов от содержащейся в них пыли в определенных пределах. Возможно использование фильтров с меньшей и с большей степенью очистки.
Локомотивные, вагонные депо, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, заводы по ремонту подвижного состава имеют производства и осуществляют технологические процессы, характерные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава всех видов транспорта. Так, например, при окрасочных работах на предприятиях железнодорожного транспорта используется более 70 тыс. т различных лакокрасочных материалов, при этом ежегодный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 27 тыс. т.
Ремонтные работы сопровождаются также загрязнением почвы, накоплением металлических, пластмассовых и резиновых отходов вблизи производственных участков и отделений. В местах размещения экипировочных устройств происходит утечки нефтепродуктов на земляное полотно железнодорожных путей, на территории депо и станций. Многократно превышаются ПДК шестивалентного хрома при замене охлаждающей жидкости дизелей локомотивов. Кроме того, в локомотивных депо производится загрузка сухого песка в тормозную систему локомотива. Технологический процесс подготовки песка включает сушку в сушильной печи при сгорании газа или мазута, подачу сухого песка пневмотранспортером в хранилище, складирование и транспортировку в раздаточный бункер к месту загрузки. Процесс сопровождается выделением пылевидных частиц в окружающую среду практически на всех стадиях его протекания. Производится оборудование стационарных источников пылеулавливающими устройствами. В настоящее время пылеулавливающими устройствами на стационарных источниках оборудованы менее 2 % вагонных депо, 5 % локомотивных депо, 8 % котельных.
Значительное потребление топлива и загрязнение окружающей среды происходят во время проведения реостатных испытаний тепловозов в депо. Снизить загрязнение окружающей среды при проведении испытаний тепловозов в депо можно двумя путями: очищать уходящие газы с помощью высокоэффективных систем очистки или же, если деповская котельная расположена недалеко, направлять уходящие газы в топку котельной.