Директивы по защите окружающей среды

Директивы по защите окружающей среды

Защите окружающей среды посвящено множество директив. Наиболее важными из них являются:

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН)

Конвенция была принята в 1992 г. и подписана в ходе Встречи на высшем уровне 150 странами и Европейским сообществом. Ее конечная цель заключается в «стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему». В соответствии с Конвенцией, Стороны, включенные в Приложение 1, стремятся вернуться к 2000 г. к уровням выбросов парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, 1990 г. Конвенция вступила в силу в марте 1994 г.

К парниковым газам относятся такие газовые составляющие атмосферы, как естественного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и излучают радиацию в инфракрасном диапазоне поверхностью Земли, атмосферой и облаками, Это свойство излучения создает парниковый эффект. Водяной пар (Н2О), диоксид углерода (СО2), закись азота (N2О), метан (СН4) и озон (О3) относятся к категории основных парниковых газов, содержащихся в атмосфере Земли. Кроме того, в атмосфере содержится еще целый ряд парниковых газов полностью антропогенного происхождения, такие как галоидуглероды и другие хлор- и бромсодержащие вещества, регулируемые Монреальским протоколом. Помимо СО3, N2О, и СН4, под действие Киотского протокола подпадают такие парниковые газы, как гексафторид серы (SF6,), гидрофторуглероды (ГФУ) и перфторуглероды (ПФУ).

Парниковые газы эффективно поглощают инфракрасную радиацию, излучаемую земной поверхностью, самой атмосферой, находящимися в ней газами и облаками, и излучают ее во все стороны, в том числе и к поверхности земли. Этот процесс называется парниковым эффектом. Атмосферная инфракрасная радиация сильно зависит от температуры на уровне ее излучения. В тропосфере температура, как правило, понижается с высотой. Фактически, инфракрасная радиация излучается в мировое пространство с высоты, на которой температура равняется в среднем -19 °С, и находится в равновесии с суммарной солнечной радиацией. В то же время температура на поверхности земли равняется в среднем 14 °С. Повышение концентрации парниковых газов ведет к увеличению непрозрачности атмосферы для инфракрасного излучения и, как следствие, к их эффективному излучению с большей высоты при более низкой температуре. Это создает радиационное воздействие, называемое усилением парникового эффекта.

Киотский протокол

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) был принят на третьей сессии Конференции Сторон РКИК ООН в 1997 г. в Киото (Япония). Он также содержит подлежащие соблюдению юридические обязательства в дополнение к тем, которые содержатся в РКИК ООН. Страны, включенные в приложение В к Протоколу (большинство стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития и страны с переходной экономикой), согласились сократить свои выбросы парниковых газов антропогенного происхождения (диоксид углерода, метан, закись азота, гидрофторуглероды, перфторуглероды и гексафторид серы) не менее чем на 5% ниже уровня 1990 г. в течение периода действия обязательств с 2008 по 2012 г. Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г.

Монреальский протокол

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, был принят в Монреале в 1987 г. Впоследствии в него были внесены исправления и изменения в Лондоне (в 1990 г.), Копенгагене (в 1992 г.), Вене (в 1995 г.), Монреале (в 1997 г.) и Пекине (в 1999 г.). Он регулирует потребление и производство хлор- и бромсодержащих химических веществ, разрушающих озоновый слой, таких как хлорфторуглероды (ХФУ), метилхлороформ, четыреххлористый углерод и многие другие.

Общественный протест против вредного воздействия кислотных дождей в Европе привел к подписанию Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния в 1979 году, которая вошла в силу в 1983 году. Конвенция стала первым региональным соглашением об охране окружающей среды и способствовала сокращению основных вредных загрязнителей в Европе и Северной Америке.

Конвенция внесла весомый вклад в реализацию снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в регионах. Так за период с 1990 по 2006 гг. произошло значительное снижение уровней концентрации:

  • диоксида серы (SO2) на 70% на территории Европейского Союза и на 36% в Соединенных Штатах;
  • оксидов азота (NOx) на 35% на территории Европейского Союза и на 23% в Соединенных Штатах;
  • аммиака (NH3) на 20% на территории Европейского Союза;
  • неметановых летучих органических соединений на 41% на территории Европейского Союза;
  • твердых частиц (PM10) на 28% на территории Европейского Союза.

Директива Совета 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 года о комплексном предотвращении и контроле загрязнений. Даны рекомендации по контролю загрязнения окружающей среды, предложены мероприятия предотвращения или сокращения выбросов в атмосферу, воду и землю перечисленных в директиве видов деятельности, в том числе мер, касающихся отходов. Представлен порядок действий при трансграничном воздействии загрязнений и дан  ориентировочный перечень основных загрязняющих веществ, которые должны учитываться. Директива Совета 96/61/ЕС в последнее время была кодифицирована в директиву 2008/1/ЕС от 15 января 2008 года о комплексном предотвращении и контроле загрязнений, которая включает в себя все предыдущие установки 96/61/ЕС и вводит некоторые лингвистические изменения.

Сфера законодательства по промышленным выбросам в настоящее время распространена на все объекты, с номинальной тепловой мощностью 20 МВт.

Список директив на которые имеются ссылки в директиве Совета 2008/1/ЕС от от 15 января 2008 года о комплексном предотвращении и контроле загрязнений:

  • Директива 87/217/EEC по предотвращению и сокращению загрязнения окружающей среды асбестом.
  • Директива 82/176/EEC по предельным значениям и целей в области качества для сбросов ртути хлор-щелочного электролиза промышленности.
  • Директива 83/513/EEC по предельным значениям и целей в области качества для кадмия разрядов.
  • Директива 84/156/EEC по предельным значениям и целей в области качества для сбросов ртути других секторах, помимо хлор-щелочного электролиза промышленности.
  • Директива 84/491/EEC по предельным значениям и целей в области качества для сбросов гексахлорциклогексана.
  • Директива 86/280/EEC по предельным значениям и целей в области качества для выбросов некоторых опасных веществ, включенных в Список 1 Приложения к Директиве 76/464/EEC, впоследствии поправками, внесенными Директивами 88/347/EEC и 90/415/EEC внесению поправок в приложение II к Директиве 86/280/EEC.
  • Директива 2000/76/EC Европейского Парламента и Совета от 4 декабря 2000 года о сжигании отходов.
  • Директива Совета 92/112/EEC от 15 декабря 1992 о порядке согласования программ сокращения и окончательной ликвидации загрязнения окружающей среды промышленными отходами диоксида титана.
  • Директива 2001/80/EC Европейского Парламента и Совета от 23 октября 2001 года об ограничении выбросов некоторых загрязняющих веществ в атмосферный воздух от крупных установок для сжигания.
  • Директива 2006/11/EC Европейского Парламента и Совета от 15 февраля 2006 года на загрязнения некоторых опасных веществ, сбрасываемых в водную среду Сообщества.
  • Директива 2006/12/EC Европейского Парламента и Совета от 5 апреля 2006 года по отходам.
  • Директива 75/439/EEC по утилизации отработанных масел.
  • Директивы 91/689/EEC об опасных отходах.
  • Директива Совета 1999/31/EC от 26 апреля 1999 года по полигонам отходов.

В директиве Совета 2008/1/ЕС от от 15 января 2008 года дан ориентировочный перечень основных загрязняющих веществ воздух и воду, на которые должны устанавливаться предельные значения выбросов.

Директива 2001/42/EC Стратегическая экологическая оценка (СЭО) применяется к широкому спектру государственных планов и программ (например, по вопросам землепользования, транспорта, энергетики, отходы, сельское хозяйство и т.д.). Планы и программы в смысле Директивы по СЭО должны быть подготовлены и приняты на национальном, региональном или местном уровне с учетом процедуры проверки их для определения, как разрабатываемые планы или программы могут оказать значительное воздействие на окружающую среду.