Ремонтные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнители: нефтепродукты, минеральная и органическая взвесь, щелочи, кислоты, поверхностно-активные вещества (ПАВ), соли металлов.
Сточные воды до очистки содержат: рН—7…9, БПК полн — 50 мг О2/л, ХПК — 100 мг О?/л, нефтепродукты — 100…200 мг/л, взвешенные вещества — 400 мг/л, цинк, никель, медь, хром — 10 мг/л, сульфаты — 500 мг/л, хлориды — 600 мг/л, плотный остаток —- 2000 мг/л.
Промывочно-пропарочные станции (цистерны из-под нефти, мазута, дизельного топлива, керосина, бензина, смазочных масел). Загрязнители: нефтепродукты, взвешенные вещества, органические кислоты, фенолы, ПАВ, тетраэтилсвинца (после перевозки этилированного бензина), соли металлов.
Сточные воды до очистки содержат: эфиры — 800…5000 мг/л; нефтепродукты — 400…3000 мг/л, взвешенные вещества — 400…2000 мг/л, БПК полп — 150 мг О2/л, ХПК — 300 мг О2/л, фенолы — 20 мг/л.
Шпалопропиточные заводы. Загрязнители: растворенные смолы, фенолы, циридин, скипидар, ацетон, органические кислоты и др.
Сточные воды до очистки содержат: нефтепродукты — до 3 000 мг/л, БПК полн— 20О…50О мг О2/л, ХПК — до 1000 мг О2/л, фенолы — 100…200 мг/л, смолы — 300…500 мг/л, органические вещества — 2000 мг/л, сухой остаток — 1000…3000 мг/л.
Пункты подготовки грузовых вагонов. Загрязнители: тяжелые минеральные примеси, растворенные соли, небольшое количество нефтепродуктов, органические примеси.
Сточные воды до очистки содержат: нефтепродукты — не более 50 мг/л, взвешенные вещества —десятки г/л, БПК шлн — 150 мг О2/л, ХПК — 300 мг О2/л.
Пункты подготовки (обмывки) пассажирских вагонов. Загрязнители: нефтепродукты, взвешенные вещества-, бактериальные загрязнения. ПАВ, щелочи.
Сточные воды до очистки содержат: нефтепродукты — не более 70 мг/л, взвешенные вещества — 500 мг/л, БПК полн— 100 мг О2/л, ХПК— 100мгО2/л.
Щебеночные заводы. Загрязнители: минеральная пыль, нефтепродукты.
Сточные воды до очистки содержат: нефтепродукты — не более 70 мг/л, минеральные вещества — до 10 000 мг/л.
Ливневые стоки промышленных площадок дистанций пути России составляют 5,6 тыс. м3 в год. Они содержат до 4 мг/л нефтепродуктов и до 160 мг/л взвешенных веществ. Эти стоки стекают в маленькие речки или на почву. Объем ливневых стоков железнодорожного полотна достигает 135 тыс. м3 в год. В них содержится до 20 мг/л взвешенных веществ и до 20 мг/л нефтепродуктов. Поверхностные стоки с полотна собираются в водоотводные сооружения, а далее стекают в близлежащие ручьи или на почву.
Очистные сооружения на этих предприятиях содержат нефтеловушки, отстойники, флотаторы, реже — фильтры.
Наибольшую опасность для почвы представляют не только химические загрязнения, но также эрозия и засоление. В естественных условиях почва формируется со скоростью 0,4 см в год или 12,5 т/га в год. Поэтому при производстве различных земляных работ предприятиями железнодорожного транспорта верхний плодородный слой почвы, содержащий гумус, снимается и затем используется на малопригодных и рекультивируемых землях. Глубина снятия плодородного слоя почвы зависит от типа почвы и составляет от 20 до 120 см, а для торфяников — на всю глубину слоя. Все нарушенные земли подлежат рекультивации.
Для очистки почвы и воды от нефтепродуктов и тяжелых металлов при ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций начали применять активированный алюмосиликатаый адсорбент, обладающий высокой адсорбционной способностью.
С экологических позиций все виды воздействия на экосистемы должны быть ниже способностей природы к самовосстановлению. В противном случае наступает деградация природных систем и их полное уничтожение.